Братья Балиевы: доктор и театрал

А А А
 
Как пишет в книге «Нахичеванские портреты» мой отец, заслуженный врач России, Минас Георгиевич Багдыков, доктор Галуст Федорович Балиев отличался особой образованностью, утонченными манерами, мягкостью и деликатностью в общении с больными, высоким профессионализмом и крайней степенью бескорыстия.
 
Галуст Федорович и его жена учились в Германии, прекрасно владели немецким языком. Жена долгое время заведовала кафедрой немецкого языка в пединституте, Галуст Федорович − терапевтическим отделением больницы.
У него был круг семей, которые он, как домашний доктор, лечил в нерабочее время, и они могли в любое время дня и ночи рассчитывать на его помощь. Визиты к больным оплачивались, но, скорее, символически, лишь в размере оплаты извозчика, довозившего врача к пациенту, «деньги для кучера», как он их называл. Иное дело, когда больные сами посещали доктора Балиева в его свободное от работы время − тогда плата увеличивалась.
По-видимому, этим он давал понять, что его не следует беспокоить без особой необходимости. К тому же, будучи натурой творческой, он много работал...
 
В семье начисто отсутствовал дух стяжательства, накопительства. Более того, легендарный нахичеванский доктор Балиев не любил, когда кто-то, как говорят, бросался деньгами. Как-то один из пациентов, вызвав Галуста Федоровича к себе домой, заплатил ему за визит больше положенного. И в ответ услышал возмущенное: «Не гуляйте, как купчик!»
 
Минас Георгиевич Багдыков в книге «Нахичеванские портреты» пишет:
«Галуст Федорович буквально спас жизнь моему отцу еще в раннем детстве, когда его − ребенка, перенесшего ревматизм, в крайне тяжелом состоянии привезли в Нахичевань и отдали в руки доктора. С тех пор Галуст Федорович и лечил папино больное сердце. Будучи молодым врачом, я собрал все рецепты, которые Балиев выписывал в разное время моему отцу. Проанализировал их, и выяснилось, что ведущим лекарством была... наперстянка, тот самый «витамин мышцы сердца», который неоднократно критиковался местными специалистами (хотя в медицинской литературе повторялись рекомендации назначать этот препарат при приобретенных пороках сердца).
В 70-х годах был я как-то во Всесоюзном институте хирургии, где под руководством академика Малиновского разрабатывались тогда различные методики пересадки клапанов сердца и замены их на искусственные, тогда металлические. С нами беседовал создатель клапанов сердца, говорил об удачах и неудачах, охотно признавал, что успехи его радуют, но надо еще много работать над совершенствованием.
Подойдя к пациенту, молодому шоферу, уже готовому к операции, и сопровождая его по длинному коридору, он вдруг задал ему вопрос: «А в силах ли ты заменить колесо на машине, смонтировать и размонтировать колесо ЗИЛа?» И, получив положительный ответ, приказал отпустить больного с рекомендациями назначить наперстянку. Вот когда, через много десятилетий, я вспомнил умного, мудрого врача, по-настоящему познавшего медицину, а главное − окружающий нас мир трав, природные кладовые. И еще раз мысленно поблагодарил Галуста Федоровича за то, что он мне и отца сохранил, и подарил радость личного общения, научил понимать, любить жизнь и людей».
 
Детей Галуст Федорович не имел, но воспитал и дал образование своему племяннику, будущему видному ростовскому хирургу Георгию Будагову, который спас жизнь не одной тысяче ростовчан, а также приобщил к своему нелегкому труду собственного сына. Прах Галуста Федоровича Балиева ныне покоится на Армянском кладбище.
 
Брат Галуста Федоровича, Никита Федорович Балиев (Мкртич Асвадурович Балян) − известный актер, режиссер, основатель и директор легендарного пародийного театра «Летучая мышь». Никита Федорович родился в 1876 году (по некоторым данным, в 1877 году).
 
Никита Балиев окончил Московскую коммерческую (практическую) академию, был полиглотом, владел несколькими европейскими языками. Занимался коммерцией и оказывал материальную поддержку МХТ (Московского художественного театра). В 1906 году стал одним из его пайщиков. Был также личным секретарем Немировича-Данченко. С 1908 года выступал в качестве актера в МХТ, играл эпизодические роли. У Балиева была неартистичная внешность. Он был невысокого роста, полноватый, с лицом, подобным луне. Поэтому он ушел из труппы театра, но остался пайщиком.
 
Никита Федорович был влюблен в сцену. Стал одним из инициаторов «капустников» МХТ. Впоследствии он организовал легендарное ночное кабаре артистов МХТ «Летучая мышь». Помог ему организовать кабаре известный меценат армянского происхождения Н. Тарасов. Кстати, Николай Тарасов является родственником первого советского миллионера Артема Тарасова.
Николай Тарасов был совладельцем нефтяных промыслов и ватной фабрики в Армавире. Но по духу он был аристократом и поэтом. Поэтому он с радостью поддержал Никиту Федоровича Балиева и помог ему организовать ночное кабаре «Летучая мышь».
Никита Балиев
Особо следует отметить, что Никита Федорович Балиев был одним из первых представителей складывающегося в те годы на эстраде жанра конферанса. К.С. Станиславский писал о нем: «Его неистощимое веселье, находчивость, остроумие – и в самой сути, и в форме сценической подачи своих шуток, смелость, часто доходившая до дерзости, умение держать аудиторию в своих руках, чувство меры, умение балансировать на грани дерзкого и веселого, оскорбительного и шутливого, умение вовремя остановиться и дать шутке совсем иное, добродушное направление, − всё это делало из него интересную артистическую фигуру нового у нас жанра».
Можно смело утверждать, что Балиев был одним из первых конферансье России.
 
Кстати, Никита Федорович Балиев являлся Почетным гражданином Москвы! Балиев приветствовал февральскую революцию 1917 года. Радовался, что в стране наступили демократические перемены. Но октябрьскую революцию 1917 года он не принял. Его театр старался приспособиться к новым условиям жизни. Балиев стал сотрудничать с новыми авторами. Такими как А. Толстой, И. Эренбург.
 
Но былой славы «Летучей мыши» Балиев возродить не смог. Более того, когда театр отмечал свой очередной юбилей и празднества затянулись до глубокой ночи, представители новой власти арестовали Балиева на трое суток и оштрафовали за нарушение общественного порядка. После этого случая Никита Федорович Балиев отправился на гастроли со своим театром по Кавказу, а оттуда с небольшой группой артистов уехал за границу.
«Летучая мышь» Балиева возродилась в Париже. Театру рукоплескали зрители Англии, Испании. А с 1922 года «Летучая мышь» стала гастролировать по Соединенным Штатам Америки. Вначале театр посетил Нью-Йорк, затем Лос-Анджелес, Голливуд. Балиев старался выступать не только перед русскими эмигрантами. Его спектакли проходили также на английском и французском языках. Успешно театр гастролировал и по Латинской Америке.
Во Франции в 1928 году наш талантливый земляк, Никита Федорович Балиев, был награжден орденом Почетного легиона!
 
К сожалению, времена «великой депрессии» разорили Балиева. Но и после 1929 года он пытался создать в Париже «Театр русской сказки». Но этот театр просуществовал недолго. Тогда Никита Федорович вернулся в США, где выступал как конферансье на различных концертах. Даже пытался сниматься в Голливуде! И кто знает, как могла сложиться его жизнь?
 
 
...Никита Федорович Балиев умер внезапно от инсульта в Нью-Йорке в 1936 году. Скончался скоропостижно, прямо в такси. В Нью-Йорке и был похоронен этот выдающийся российский конферансье, выходец из Нахичевани-на-Дону.
Родственники Никиты Федоровича, конечно, ничего не знали о его судьбе. Но все в Нахичевани гордились тем, что Балиев основал легендарный театр «Летучая мышь» и тем, что он родом из наших мест. Но тогда, в годы сталинских репрессий, об этом боялись говорить. По-моему, давно пришло время вспомнить имя нашего выдающегося земляка – Никиты Федоровича Балиева. А также отдать должное светлой памяти его брата, известного нахичеванского врача Галуста Федоровича Балиева.
 
Георгий БАГДЫКОВ
Было интересно? Скажите спасибо, нажав на кнопку "Поделиться" и расскажите друзьям:

Количество просмотров: 3504



Вход на сайт

Случайное фото

Начать худеть

7 уроков стройности
от Людмилы Симиненко

Получите бесплатный курс на свой e-mail