"Гибель Вандеи" сама может погибнуть (под угрозой уничтожения горельефы на здании драмтеатра Горького)
А
А
А
- Вряд ли сегодняшние ростовчане знают, кто такой рабочий-металлист Безменов. А между прочим, это именно тот человек, благодаря которому в нашем городе было построено впечатляющее здание «театра-трактора».
-
- Вопрос о постройке «Большого театра» в Ростове впервые обсуждался на совете культотделов творческих союзов и клубов 18 апреля 1928 года. Первоначально планировалось перестроить под театр зал музыкального техникума (нынешнее здание консерватории). Но неведомо как затесавшийся в ряды культработников рабочий-металлист Безменов бухнул со всей пролетарской прямотой: «Нужно строить новый театр, а не переделывать какой-то старый!»
- Эту инициативу подхватила местная пресса, и в итоге она достигла ушей наркома просвещения А.В. Луначарского, который приезжал в Ростов в октябре 1928-го. Таким образом постройка «Большого театра» в Ростове стала одним из главных пунктов программы «превращения Северо-Кавказского края в регион передовой культуры и сплошной грамотности», которая была принята на 3-м Пленуме Северо-Кавказского крайкома ВКП(б).
- По воспоминаниям бывшего главного архитектора нашего города Я.А. Ребайна, «в Ростов приехали авторитетные архитекторы: академик В.А. Щуко и профессор В.Г. Гельфрейх. Они привезли свой проект театра... Убедительные речи авторов, построенные с учетом мнения Сталина, господствовавшего в эпоху индустриализации страны, и сам проект произвели большое впечатление на членов жюри и руководство города».
- Строительство началось в 1931 году на пустыре («меже») между Ростовом и Нахичеванью, и завершилось в 1935-м. Такого здания не было больше нигде в СССР! Настоящим украшением фасада 40-метровой высоты стали горельефы «Гибель донской Вандеи» и «Железный поток» талантливого ростовского скульптора и графика Сергея Королькова...
- На полной противоречий, сложной, драматической личности нашего гениального земляка Сергея Григорьевича Королькова стоит остановиться подробнее. Сын богатого казака-конезаводчика, потерявшего все нажитое с приходом советской власти, Сергей Корольков провел детство и юность на хуторе Шмат под станицей Елизаветинской в низовьях Дона. С пяти лет он начал рисовать: делал карандашные наброски в ученической тетради, обнаружив феноменальное «художественное зрение». Зимой, по замерзшему Дону, Сергей пошел в Ростов, чтобы поступить в художественную школу Чиненовых. По пути провалился под лед, и лишь чудом выбрался. Его приняли сразу на третий курс...
- На хлеб насущный Корольков зарабатывал в должности штатного художника ростовских газет «Большевистская смена» и «Пролетарий», оформителем в Ростовском музее Революции. Он не скрывал, что не приемлет советскую власть. В 1933 году (как раз во время работы над горельефами) Корольков был арестован органами ОГПУ в рамках уголовного дела, возбужденного по доносу зав. художественного сектора газеты «Большевистская смена» Медведева.
- Парадоксально, но даже на допросе Корольков не стал ничего скрывать: «Чистосердечно признаюсь перед органами ОГПУ, что Советскую власть я рассматривал как неприемлемую для народа, и в первую голову для себя».
- Возможно, такая обезоруживающая прямота спасла ему жизнь. «В процессе следствия контрреволюционная деятельность Королькова не подтвердилась, за исключением нескольких случаев антисоветских высказываний, не носивших характера агитации» - таким документом завершается уголовное дело в отношении С.Г. Королькова, которое ныне хранится в архивах Управления ФСБ России по Ростовской области.
- Сергей Григорьевич был освобожден из-под стражи, и получил возможность завершить работу над горельефами для здания драмтеатра, а также создать целый рад выдающихся художественных произведений, среди которых - иллюстрации к шолоховскому роману «Тихий Дон», и эпическое полотно «Выдача казаков в Лиенце в 1945 году».
- Неприятие советской власти проявляется в большинстве произведений Сергея Королькова, будь то карикатуры для газеты, плакаты или художественные полотна. Нерадивых комсомольцев, советских чиновников и других представителей власти, на газетных карикатурах Корольков в упоении рисует настоящими уродами. Он мастерски использует противопоставление света и тьмы: на плакате «Пасха не наш праздник!» идущие на субботник комсомольцы изображены в виде темных фигур, а на заднем плане _ светлые лики у церкви. Просто удивительно, что явно антисоветские по духу работы Королькова печатались в советских типографиях и газетах!
- Очень ярко, колоритно изображены в корольковских произведениях и сцены классовой борьбы, причем симпатии автора не на стороне революционеров. Горельефы на здании драмтеатра очень показательный тому пример.
- Само название «Донская Вандея», выбранное для одного из горельефов, исторически отсылает нас к событиям Великой французской революции, против которой восстала мятежная провинция. Для Королькова Донская Вандея - это казачья, патриархальная стихия, яростно сопротивляющаяся искусственному переустройству жизни на жестких идеологических началах. А «Железный поток» - это неумолимая механическая сила, которая силой оружия «перепахала» вековой уклад жизни огромного народа. Подчеркивает эту символику то, что горельеф установлен на здании в виде железного трактора, символа нового времени, безжалостно «поднимающего» целину...
- Необходимо напомнить, что Корольков работал над горельефами во время неурожая и страшного голода в 1932-1933 годах, который был фактически организован неразумной, а то и преступной политикой советского правительства в зерновых районах страны, в первую очередь на Украине, Дону, Северном Кавказе и Поволжье. Опухшие от голода люди всеми правдами и неправдами добирались в большие города, они лежали на вокзалах, на улицах. По рассказам современников, обессиленные крестьяне обитали в Покровском (Кировском) сквере, через который Корольков ходил пешком на стройку здания драмтеатра. И увиденное тоже нашло воплощение на его горельефах...
- Прямо на ступенях у главного входа в Ростовский академический театр драмы имени М. Горького состоялось выездное заседание Ростовского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Его темой стала тревожная ситуация: знаменитым горельефам работы Сергея Королькова, установленным на фасаде драмтеатра, грозит разрушение!
- ВОТ В КАКОМ СОСТОЯНИИ НАХОДЯТСЯ СЕГОДНЯ ГОРЕЛЬЕФЫ РАБОТЫ СЕРГЕЯ КОРОЛЬКОВА!
-
-
-
-
-
- Ростовский искусствовед, заслуженный работник культуры Российской Федерации Валерий Васильевич Рязанов, приглашенный в качестве эксперта на выездное заседание Ростовского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, подчеркнул, что горельефы на здании драмтеатра имеют не только высокое художественное, но и огромное историческое значение. Их надо воспринимать как свидетельство целой эпохи, что делает это произведение поистине бесценным.
- Поводом для выездного заседания стало угрожающее состояние скульптурных композиций, выполненных из бетона. Красивые при взгляде издали, горельефы при более пристальном рассмотрении вызывают удручающее впечатление. Со многих фигур начали отслаиваться, а кое-где уже осыпались целые куски бетона. В некоторых местах обнажилась стальная арматура. В верхней части правого горельефа издалека видна плесень, как видно, образовавшаяся из-за сырости. Активисты общества охраны памятников чрезвычайно обеспокоены тем, что утеря даже одного фрагмента горельефа непоправимо повредит композицию в целом.
-
-
- - Представьте, если у красноармейца отвалится лицо. Как его потом восстановить? По каким чертежам или фотографиям? Тем более, что самого автора уже давно нет на свете. А представьте, если упавший фрагмент скульптуры упадет на человека? Это прямая угроза здоровью и жизни! А какие репутационные потери тогда будут у всего Ростова! _ говорит Валерий Васильевич Рязанов.
- В этот же день ситуация была доведена до сведения городской общественности на заседании секции прикладного искусства Ростовского отделения Союза художников России, которое проходило в помещении Ростовского областного музея изобразительного искусства на проспекте Чехова, 60...
-
- Александр Кожин (слева) и Валерий Рязанов не скрывали эмоций...
- - Наследие Королькова нужно срочно спасать! И в первую очередь свой голос должна поднять художественная общественность Ростова. В нашей недавней истории уже была инициатива какого-то чиновника вообще демонтировать горельефы с фасада драмтеатра, и тогда именно художники отстояли эти произведения. Сейчас они снова под угрозой! - сказал в своем выступлении Валерий Васильевич.
- - В нашем городе совсем недавно сменился главный архитектор, но долгое время остается вакантной должность главного художника. А ведь проблемой спасения скульптур Королькова должны в первую очередь заняться именно эти лица. Хотя драмтеатр вместе с горельефами является федеральным памятником и находится в областной собственности, муниципалитет просто обязан первым проявить инициативу в этом деле! - полагает председатель Ростовского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Александр Олегович Кожин.
- По мнению Александра Кожина, первым шагом, который вполне по силам и в рамках полномочий муниципалитета, могло бы стать создание точной копии горельефов, которые могли бы демонстрироваться в музее истории Ростова-на-Дону (планы его создания недавно были озвучены). Все вопросы, связанные с созданием такой копии, можно решить на местном уровне, без согласования с федеральным центром и без ожидания очереди на федеральное финансирование. В этом случае остался бы образец, по которому можно восстановить горельефы, если они не дождутся федеральных денег.
- Александр ОЛЕНЕВ (текст, фото).
Количество просмотров: 5414
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии
вс, 25/06/2017 - 21:17
Музыкальный техникум находился по адресу ул. Энгельса, 83 на месте одного из домов треста "Ростовуголь", построенного после войны. На углу ул. Б. Садовой и пр. Соколова. Действительно это место рассматривалось для постройки на нем здания нового театра.
Отправить комментарий
Войти в словарь