Гришка Мелехов пил шампанское со Сталиным (написано продолжение романа "Тихий Дон")

А А А

 

Писатель из Феодосии Эдуард Абрамов придумал, как сложились дальнейшие судьбы героев романа «Тихий Дон». Продолжение эпопеи о судьбе Григория Мелехова может быть очень интересным для многочисленных поклонников творчества нашего великого земляка, нобелевского лауреата.

 
ОТ ЕВГЕНИЯ К ГРИГОРИЮ
 
Сначала об авторе этой необычной книги. Эдуард Михайлович Абрамов известный - в Крыму поэт, прозаик, переводчик, член Национального союза писателей Украины. А судьба его сложилась непросто. Его юность прошла в Казахстане, и там он довольно рано, еще в восьмом классе, прочел все четыре книги романа «Тихий Дон» и сразу влюбился в это произведение, стал интересоваться историей и традициями донского казачества.
 
В дальнейшем Эдуард Михайлович работал по партийной линии, занимал высокую должность в ЦК компартии Казахской ССР. Переехав в Крым, занялся литературой и поэзией. Подражая Пушкину, «дописал» десятую завершающую главу романа «Евгений Онегин». А продолжение «Тихого Дона» стало логическим продолжением этого авторского приема.
 
- Меня всегда интересовал вопрос, как могла бы сложиться дальнейшая судьба главного героя шолоховского романа, прерванного автором на самом трагическом и сложном моменте его жизни. А приступить к разработке такой серьезной темы меня побудило интервью самого Шолохова, опубликовано в газете «Известия» от 10 марта 1935 года. Михаил Александрович сказал, что «были мысли увеличить роман еще на одну книгу». По каким-то причинам он этого не сделал, - рассказал Эдуард Абрамов.
 
Крымский писатель задумал очень непростой сюжет: объединить судьбы самого Шолохова и придуманного им героя, Гришки Мелехова. «Заболев» темой Э.М, Абрамов стал скрупулезно изучать великое шолоховское произведение, чтобы попытаться воспроизвести неповторимую стилистику «Тихого Дона».
В 2011 году первая книга вышла небольшим тиражом в симферопольском издательстве «Крымучпедгиз», и сразу стала библиографической редкостью. Многочисленные отклики вдохновили автора продолжить работу, и он довел повествование до 1953 года.
 
В год смерти Сталина, по версии Эдуарда Абрамова, ушел из жизни и Григорий Мелехов, в возрасте 61 года. Его похоронили на крутом берегу Дона, рядом с могилой его любимой Аксиньи. Как же сложились судьбы шолоховских героев?
 
ХАРЛАМПИЯ РАССТРЕЛЯЛИ
 
Всем, кто читал «Тихий Дон», памятно пронзительное окончание казачьей эпопеи: Григорий Мелехов возвращается в родной хутор, выбрасывает в Дон винтовку и патроны, и поднимает на руки сына Мишатку. Последнее предложение большого романа не вызывает оптимизма:
«Это было все, что осталось у него в жизни, что пока еще роднило его с землей и со всем огромным, сияющим под холодным солнцем миром»...
 
Что могло случиться с Григорием дальше, мы знаем по судьбе его реального прототипа - казака станицы Вешенской Харлампия Васильевича Ермакова, чье уголовное дело хранится в архивах Управления ФСБ России по Ростовской области. Харлампия Ермакова арестовали сразу по возвращении домой, по обвинению в организации Вешенского восстания против советской власти в 1919 году. Следствие длилось полтора года и было прекращено после того, как пленум ЦК РКП(б) в 1925 году принял решение о частичной реабилитации казачества.
 
В 1925-1926 годах Ермаков часто встречался с Шолоховым, состоял с ним в переписке. А в январе 1927-го Харлампия снова арестовали по обвинению в антисоветской агитации. 6 июня 1927 года судебная коллегия ОГПУ во внесудебном порядке постановила расстрелять Ермакова. 17 июня приговор был приведен в исполнение.
Вот как должна была заканчиваться пятая книга романа «Тихий Дон», если бы М.А. Шолохов решил дописать свое произведение.
 
АКСИНЬЯ НЕ ОЖИЛА
 
Эдуард Абрамов в полной мере воспользовался правом на вымысел. Однако воскрешать убитую Аксинью из мертвых крымский автор не стал.
Зато он подробно рассказывает, как Григория встретила в опустевшем хуторе Татарском его родная сестра Дуняша. Ее муж Михаил Кошевой пошел служить в ОГПУ и командует отрядом ЧОН (части особого назначения) и проводит политику продразверстки, отбирая последние крохи урожая у своих же станичников.
 
Служит в ОГПУ и бывший сотник Листницкий (одно время являвшийся любовником Аксиньи). На сторону советской власти он перешел из идейных соображений, и после того, как не попал на пароход, увозивший из Новороссийска отступавшие части Добровольческой армии.
 
Бывший муж Аксиньи Степан Астахов занялся бизнесом и стал крутым нэпманом. На Григория он зла не держит, и даже дает деньги, чтобы поставить ограду и крест на могиле Аксиньи. Но заканчивает Астахов плохо: его подводит под расстрел тот же Мишка Кошевой, ставший начальником всей вешенской милиции.
 
Друг Мелехова Митька Коршунов, служивший у белых, после окончания гражданской войны прибился к ростовским уркам и стал бандитом. Его выслеживает милиционер Кошевой, чтобы свести личные счеты.
 
Отношения Мелехова и Кошевого не сложились. Только заступничество Буденного спасло Гришку от суровой расправы. Мелехову, как военному специалисту, поручают организацию кавалерийской школы на Дону. А в 30-х годах его репрессировали, как многих других советских военачальников.
 
В этой точке пересекаются линии самого Шолохова и его героя. На допросе в НКВД Мелехова хотят заставить подписать донос на писателя. Тот категорически отказывается...
Не пересказывая сюжетных линий скажем, что Мелехов побывал в ссылке, повоевал на фронте в кавкорпусе генерала Доватора, где был ранен. И даже чокнулся во время торжественного приема бокалом шампанского с самим товарищем Сталиным...
 
ЦИТАТА
 
"...Подходя к столу и принимая высокие награды, отмеченные Указом военные, один за другим произносили «Служу Советскому Союзу» и чётко повернувшись, возвращались на место. И вдруг Григорий усхышал голос Калинина: 
- За успешное проведение глубокого рейда в тыл противника и причинённый ощутимый урон врагу, наградить орденом Ленина командира кавалерийской группы, полковника Доватора и присвоить ему воинское звание «генерал-майор».
Ордена получили также начальник штаба Шубин и командир полка Тавлиев.
 
После торжественной части в зале появились официанты, быстро расставившие по столикам бокалы, бутылки с водкой, коньяком, вином, и блюда с закусками. Первый тост провозгласил Ворошилов:
- За нашу победу над врагом!
 
Когда все выпили и закусили, Верховный Главнокомандующий поднялся из-за стола и с бокалом красного вина в руке, в сопровождении Ворошилова, Будённого и Поскрёбышева, спустился в зал. Медленно продвигаясь между столиками с дружно встававшими при его приближении гостями, Сталин подошёл к «доваторцам» и, чокнувшись бокалом с молодым генералом, произнёс: 
- Поздравляю, вы сделали большое дело!
 
И в этот миг вождь увидел Шолохова:
- И вы здесь? Это хорошо.
Переведя взгляд на стоявших у столика командиров, Сталин вдруг посмотрел на Мелехова, в петлицах которого не было ни, «кубиков», ни «шпал».
Заметив на его гимнастёрке четыре Георгиевских креста с черно-оранжевыми лентами на колодках, он прищурившись обратился к Шолохову:
- А это, как я понимаю, и есть главный герой «Тихого Дона»?
 
Увидев вождя так близко и услышав его вопрос, Мелехов побледнел, Шолохов не успел сказать и слова, а к Сталину повернулся генерал Доватор:
- Разрешите доложить, товарищ Верховный Главнокомандующий? Перед вами действительно Донской казак Григорий Мелехов. Он добровольцем поступил мою кавалерийскую группу, хорошо проявил себя во время рейда, лично уничтожил не менее двух десятков фашистских захватчиков, отличился в разведке и сейчас исполняет обязанности командира разведвзвода.
 
- Ну что ж, здравствуйте, товарищ Мелехов, - обратился к Григорию Сталин, - рад познакомиться с живым героем романа нашего талантливого писателя. Насколько мне известно, вы в гражданскую войну и за белых, и за красных неплохо повоевали, а потом вас новая власть в ссылку, в Сибирь отправила. Выходит, вы не обиделись на советскую власть, если снова сражаетесь за неё?
 
У стола возникла напряжённая тишина, а Мелехов, собравшись с духом, ответил:
- Товарищ Сталин! Я на власть сроду не обижался. А воевать пошёл за родную землю. Немцев бить мне ишо в германскую войну доводилось. Но видать мало им досталось, опять полезли. Как же можно в стороне быть? А из Сибири меня досрочно, за примерное поведение отпустили.
Усмехнувшись своим мыслям, Сталин взглянул на седой чуб казака и спросил:
- Сколько вам лет?
- Пятьдесят скоро, товарищ Сталин.
Переведя взгляд на Ворошилова, вождь слегка улыбнулся:
- Как же получилось, что геройский наш казак, не подлежащий мобилизации по возрасту, оказался на фронте? Что же вы, вместе с генералом Доватором нарушаете Указ Президиума Верховного Совета?
 
Понимая, что гроза миновала, Доватор вновь ответил первый:
- Тут такое дело, товарищ Сталин, у Мелехова есть ещё одна причина, которую я не мог не учесть: в первые дни войны, на западной границе, в районе Бреста, у него пропал без вести, а, скорее всего, - погиб единственный сын - пограничник. Мы располагаем проверенной информацией, что в секторе обороны Н-ской заставы, у пограничной реки, упорное сопротивление немцам при организации переправы, оказал пограничный дозор из трёх человек. Одним из них, с большой долей вероятности, мог быть сержант Михаил Мелехов.
 
- Да-а-а, протянул помрачневший вождь, - война есть война, - и тут же задал другой вопрос: - А почему же ваш боевой разведчик в рядовых ходит? Ведь он, в молодости, целой казачьей дивизией командовал?
- Виноват, товарищ Сталин! Не успели представить!
- Я думаю, это упущение не поздно исправить. Как ты считаешь, Семён Михайлович, - обратился вождь к Будённому, - могу я, как Верховный Главнокомандующий, попросить Калинина, прямо сейчас внести поправку в Указ, который он нам тут объявил?
- Я уверен, что Михаил Иванович возражать не станет.
- Значит решили. Товарищ Поскрёбышев, - обратился Сталин к своему бессменному секретарю, - проследите, чтобы такая поправка была сделана, а сейчас забирайте казака и приведите его в надлежащий вид. Я думаю, в его петлицах меньше трёх «шпал» не должно быть.
 
Вождь прикоснулся бокалом к бокалу Мелехова:
- За нашу Победу, товарищ подполковник!"
 
 
...Полную версию продолжения «Тихого Дона» Эдуард Абрамов решил напечатать на донской земле - в Ростове-на-Дону. Сын писателя Михаил Михайлович Шолохов знал о работе Эдуарде Абрамова над этой книгой, и очень хотел увидеть результат. Но не успел...
 
 
 
Было интересно? Скажите спасибо, нажав на кнопку "Поделиться" и расскажите друзьям:

Количество просмотров: 11090



Комментарии:

Судя по описанию, не плохо ракрутил тему Эдуард. Но читать не буду. Не могу это совершить.

Я прочел. Не Шолохов, конечно, но имеет место быть. Хотя бы как литературный эксперимент...

Перерыл весь рунет,но так и не выяснил,в каком издательстве вышла книга в России  и где её можно купить. Очень бы хотелось ознакомиться с ней. Не подскажете,где купили или хотя бы издательство,в котором вышла книга,чтобы там заказать,готов купить и у вас,если пожелаете продать.Заранее благодарен за ответ. 

Выходные данные: Ростов-н-Д, 2014 г., издательство "Альтаир", тираж 2 тыс. экземпляров. Одно время я видел в продаже в Доме книги на Б. Садовой-Буденновском. Еще можно спросить в Донском сувенире на Соколова-Социалке. Мне книжку подарил сам автор, она у меня с автографом, поэтому не дарится и не продается. На всякий случай телефон издательства - 248-47-89. 

Эксперимент - оно конечно! Главное, чтобы в кино не превратили. А то слышал "Тихому Дону" грозят новой экранизацией.

Режиссер Урсуляк что-то снимает в Вешенской. Надо надеяться, что Мелехова на этот раз не гомосек играть будет.

Отправить комментарий


Войти в словарь


Вход на сайт

Случайное фото

Начать худеть

7 уроков стройности
от Людмилы Симиненко

Получите бесплатный курс на свой e-mail