Донской предсовнаркома (Сергей Сырцов)

А А А
 
Он уничтожил Область войска Донского, создав из нее Ростовскую область.
Он проводил политику расказачивания, но он же прекратил Гражданскую войну на Дону
 
 
Видным политическим деятелем России был один из создателей Донской (в будущем Ростовской) области Сергей Иванович Сырцов. Он являлся Председателем правительства - Совнаркома РСФСР и кандидатом в члены Политбюро ЦК ВКП(б) в 1929–1930 годах. Сталинский выдвиженец Сырцов неожиданно выступил с критикой курса сталинизма и трагически погиб в застенках НКВД.
 
СЫН КОММЕРСАНТА
 
Сергей Сырцов родился в июле 1893 г. в семье торгового служащего. Его отец Иван Сырцов достиг заметных успехов в области «шерстяного дела». Он работал экспертом-оценщиком шерсти с окладом более 300 рублей в месяц. Эта сумма по меркам царской России означала доход выше среднего и позволяла главе семьи обеспечить безбедное существование и образование двух сыновей и двух дочерей.
С 1903 года жизнь С.И. Сырцова связана с Ростовом-на-Дону, куда переехали его родители. После окончания коммерческого училища, Сергей Сырцов отправился в Петербургский политехнический институт на экономическое отделение, но стать коммерсантом ему было не суждено. Он заметно выделялся в среде своих однокашников в Ростове.
 
Позднее К. Треплев, ставший белогвардейским журналистом, так описывал своего однокашника: «Нескладный, сутулый, большеголовый, с крупными чертами лица. В нем чувствовалась скрытая сила, было железное упорство. Он много читал, с детства тяготел к политике, старался быть в оппозиции и рано начал заниматься политической работой».
 
В Петербургском политехе Сергей стал одним из лидеров оппозиционно настроенной студенческой молодежи. В архивах департамента полиции сохранилось дело его группы, пытавшейся созвать Всероссийский студенческий съезд. С.И. Сырцов был заместителем председателя оргкомитета и, согласно информации агентуры охранки, настаивал на превращении будущего съезда в «противоправительственную демонстрацию». В ночь на 2 апреля 1916 года охранка произвела его арест и он был отправлен в ссылку в Сибирь.
 
«КОММУНИСТИЧЕСКИЙ КАДЕТ»
 
Сразу после Февральской революции Сырцов прибыл в Ростов-на-Дону и активно включился в пропагандистскую работу, завоевывая симпатии населения к политике большевистской партии в качестве публичного деятеля. Он часто ездил на массовые митинги в Александровск-Грушевский, Юзовку, Никитовку, Харцизск. Сырцова называли любимцем шахтеров. Ему удалось очень много лично сделать для большевизации промышленно-горняцкой зоны, что имело большое значение для будущего захвата власти революционерами.
 
Будучи членом Ростово-Нахичеванского комитета РСДРП, городского Совета рабочих депутатов, он наряду с С.Ф. Васильченко стал одним из лидеров донских большевиков. 1-14 октября прошли перевыборы Ростово-Нахичеванского Совета, которые позволили большевикам получить большинство - 112 мандатов (меньшевики - 63, эсеры - 31). На первом заседании Совета нового состава Сырцов был избран его председателем.
 
Об этом периоде деятельности Сырцова белогвардейская «Донская волна» спустя год писала:
«Чернь произвела его в генералы революции, так он льстил рабочей черни, угождал ей и потакал революционным капризам»... «Среди отбросов общества, которые шли в революционные партии, - утверждалось далее, - начитанный, не лишенный некоторых знаний, внешне интеллигентный Сырцов был заметной величиной. В умственном отношении он был на голову выше своих товарищей. Он работал как вол, который везет в гору огромный воз. Заседал в городской ротонде, где расположился большевистский штаб, в городской Думе как гласный, где славился своими скандальными речами, в советах рабочих и солдатских депутатов».
Благодаря настойчивости Сырцова и неординарности его взглядов, 13–16 ноября, в ходе переговоров с меньшевиками и эсерами было оформлено соглашение об образовании принципиально нового органа - реорганизованного ВРК, получившего название «Военно-революционный комитет объединенной демократии».
 
Наличие в ВРК ОД двух непримиримых крыльев - «левого», правого – и немногочисленного центра в лице Сырцова, обрекало этот орган на неизбежный распад. Сырцов шельмовался со всех сторон: справа - как «большевистский узурпатор», слева - как «коммунистический кадет».
 
Под напором сил добровольцев генерала Алексеева и белоказаков Красная гвардия оставила город 2 декабря 1917 года. Но через три месяца большевики вернулись. Победа Советской власти на Дону в феврале 1918 года была во многом обеспечена тем, что большевистские руководители, и, прежде всего, Сырцов, сумели привлечь казаков-фронтовиков Подтелкова и Кривошлыкова, фактически объединив борьбу за мир, борьбу фронтового казачества против атаманской верхушки и борьбу рабочих за Советскую власть.
 
19 февраля казачий ВРК слился с Донским ревкомом. Председателем его казаки предлагали избрать С.И. Сырцова, однако он отказался, учитывая перспективный эффект занятия такого поста представителем казачества Ф.Г. Подтелковым. Сырцов стал его заместителем, но фактически именно он продолжал политически руководить казачьим ВРК.
 
НАЧАЛО РАСКАЗАЧИВАНИЯ
 
Весной 1918 года на Дону развернулась самая настоящая широкомасштабная гражданская война, которая и погубила Донскую Советскую Республику. Еще не было красного террора, еще не было директивы Оргбюро, не было ничего, что давало бы повод обвинить большевиков в антиказачьей террористической политике, но казаки выступили против советской власти. Первой восстала станица Суворовская, а затем другие станицы вниз по Дону вплоть до станицы Нижне-Чирской. В ходе белого террора было уничтожено 45 тысяч сторонников большевиков.
 
Изгнанному из пределов Дона Сырцову и всем ростовским большевикам предстояло теперь сделать коррективы в своей политической линии, исходя из условий начавшейся на Дону гражданской войны. Большевики в силу своего политического менталитета были склонны к решительным силовым методам. Дважды потерпев поражения от казачества, они были обязаны предпринять меры по предотвращению аналогичных восстаний, если желали быть властью.
 
Используя спортивную терминологию, мы скажем так: получив дважды казачий удар и дважды попав в нокдаун, Сырцов не стал ждать окончательного нокаута. Разбольшевичивание повлекло расказачивание. В своих письмах в ЦК РКП(б) Сырцов предложил отказаться от сохранения казачьего сословия и автономии сословного Дона, а саму бывшую войсковую область разделить на губернии, что и было сделано впоследствии. Восточные районы бывшей области Войска Донского отошли к Царицынской губернии, а из оставшейся части была образована общегражданская Донская, впоследствии современная Ростовская область.
 
РАСКАЗАЧИВАНИЕ И РЕАБИЛИТАЦИЯ
 
В самом конце гражданской войны политическая позиция Сырцова заметно изменилась. Проводимая в Ростове-на-Дону линия на расширение социальной базы власти и привлечение просоветских и просто лояльных элементов из казачьей среды вызвала резкое недовольство его старых оппонентов - С. Васильченко и М. Жакова. Разногласия грозили превратиться в настоящую междоусобицу парткомов, и Донком принял 28 мая 1920 года решение добиваться от ЦК отстранения от руководства, и Сырцова, и Васильченко одновременно, как не сумевших сработаться в течение долгого времени. ЦК РКП(б) отозвал обоих лидеров и направил Сырцова на руководящую работу в Одесский губернский комитет партии. В дальнейшем Сырцов стал завотделом ЦК РКП(б).
 
Путем проб и ошибок, учась на своем и чужом опыте, на практике познавая все грани сложнейшей казачьей проблемы, С.И. Сырцов подошел к единственно верному решению - обеспечению политики соглашения власти с трудовым казачеством и его вовлечению в социалистическое строительство.
 
Текст резолюции, принятый по содокладу на апрельском пленуме ЦК РКП(б) С.И. Сырцова зафиксировал линию партии на тщательный и постоянный учет особенностей и традиций в казачьих областях, на изживание розни между казаками, крестьянами и ранее угнетенными национальностями, на полный отказ от насильственных мер в борьбе с остатками казачьих традиций.
 
Принятие этого документа стало важнейшей вехой не только для казачества, но и для самого Сырцова, искупившего свою вину перед ним. Он осуждал террористические перегибы в осуществлении этой политики. Принципиальные решения пленума ЦК РКП(б) по казачьему вопросу позволили начать реабилитацию казачества и осуществить возвращение 30 тысяч казаков-эмигрантов на Родину. Председатель СНК СССР А.И. Рыков объявил о широкой амнистии рядовых представителей бывшего белого казачества. Это была точка в истории гражданской войны на Дону.
 
ПРЕМЬЕР ПРАВИТЕЛЬСТВА
 
Сталин позитивно оценивал военно-коммунистическую деятельность Сырцова на Дону в то время, когда он сам не менее решительно воевал с Донской казачьей армией на соседнем Царицынском фронте. И он дал Сырцову карт-бланш для карьерного роста - политическое руководство огромным Сибирским краем. С.И. Сырцов пробыл в Сибири около трех лет, в течение которых он пытался последовательно проводить новую экономическую политику в «бухаринском» виде. Именно он провозгласил Лозунг «Накопляйте в добрый час».
 
С.И. Сырцов был подвергнут критике и после вынужденного признания ошибочности своей позиции, был назначен на должность Председателя Совнаркома РСФСР. Он с воодушевлением приступил к работе, опираясь на свой опыт руководства огромным сибирским краем. Сырцов практически сразу же был избран кандидатом в члены Политбюро ЦК ВКП(б), то есть стал причастен к высшему политическому синклиту. Он рассматривался Сталиным в основном как крепкий хозяйственник.
 
Такое место и роль не вполне устраивали Сырцова - политического руководителя по призванию. Выполняя возложенные на него обязанности руководителя СНК РСФСР, он стремился внести свой вклад в формирование политической линии партии. Его видение некоторых проблем экономического развития страны весьма отличалось от сталинских установок, что стало вскоре проявляться в его речах и статьях. Как экономист он органично усвоил требования рыковской школы управления, сложившейся во второй половине 1920-х годов. Именно А.И. Рыков вместе Н.И. Бухариным обеспечили в течение 20-х высокоэффективное развитие страны на основе НЭПа.
 
С.И. Сырцов среди делегатов ХVI партконфренции
 
Свое отношение к политике Сталина С.И. Сырцов высказывал на тайных собраниях группы единомышленников. С.И. Сырцов разрывался между своими коммунистическими иллюзиями и реалистической оценкой состояния экономики. Он считал возможным бороться против бюрократизма, антидемократических тенденций в развитии государства, авторитарности руководства в рамках однопартийной политической системы и подавления оппозиций и уклонов. Такое представление о перспективах развития советского общества было характерно для умеренного, прагматического крыла старой партийной гвардии, склонного к демократическому варианту командно-административной системы. Этот вариант был в русле индустриализации и коллективизации, но исключал массовые репрессии и террор как главное средство решения данных проблем.
 
Наблюдением за С.И. Сырцовым руководил Л.З. Мехлис, цепной пес Сталина, выполнявшим его наиболее щекотливые задания. Недостатка в информации не было, потому что Сергей Иванович наивно не считал нужным таить свои настроения и мысли от людей, которых давно знал. Сырцов заявил комиссии Политбюро свой протест по поводу использования осведомителей для выявления инакомыслящих, так как это «коверкает и личную, и партийную психологию».
 
Сырцов указывал: «Я покушаюсь не на руководство, а на принцип непогрешимости руководства, которое создает возможность работы на холостом ходу, тогда как при ином условии оно могло бы увеличить свой авторитет. Догма папской непогрешимости годится для других стран, но не для страны, строящей социализм».
 
Дело С.И. Сырцова обсуждалось на заседании Политбюро ЦК и Президиума ЦКК 4 ноября 1930 г. Следует отметить, что конкретные теоретические и конкретные позиции группы Сырцова практически не освещались в широкой печати. Сталин считал, что презренная группа «право-левых уродов» не заслуживает внимания партийных масс.
 
НА ХОЗЯЙСТВЕННОМ ФРОНТЕ
 
В 1931 исключенный из Политбюро ЦК и ЦК ВКП(б), но сохранивший партбилет, С.И. Сырцов стал заместителем председателя правления акционерного общества «Экспортлес», затем директором «ВОХИМТРЕСТА». Бывший секретарь Сталина Борис Бажанов писал в своих воспоминаниях, опубликованных в эмиграции, что он редко «встречал более талантливого организатора, на лету все схватывающего и все понимающего, чем Сырцов. И вот теперь, его грубо и бесцеремонно отстранили от политической деятельности, приклеив ярлык оппортуниста.
 
Зарубежная пресса описывала Сырцова: «Его портрет – открытые и свежие черты, сильный рот, независимый взгляд, все впечатление – здоровое и простецкое, не без признаков одухотворенности. Это человек фактов, а не литературных выкрутасов и длинных рассуждений. Его речи более сжаты, чем выступления Троцкого, Бухарина, Рыкова. Они полны точных данных и реальных оценок».
 
Деловой администратор и организатор с практическими наклонностями русского купца или крестьянина - Сырцов стал для американских и европейских деятелей олицетворением нового поколения русских вождей, постепенно отходящего от лозунгов революционной эпохи и проникнутого духом американизма. Стремление Сырцова освобождаться от идеологических догм при анализе экономических проблем, его постоянная забота о развитии техники и новых технологий, научной организации труда - все это свидетельствовало, по мнению зарубежной прессы, о появлении нового типа руководителя, идущего на смену сталинским вождям.
 
В архивах ЦК КПСС мы нашли письмо рабочего в ЦКК ВКП(б), в котором от имени рабочих выражалась поддержка линии Сырцова. Неизвестные авторы писали о волнениях в рабочих массах, недовольных тяжелыми условиями жизни, налогами, административным давлением, скудными пайками. И далее говорилось о Сырцове: «Вот единственный из руководителей, честный член партии, который изучил жизнь и быт рабочих и крестьян, и мы только и живем партией Сырцова и Ломинадзе.
 
Во время расследования т.н. «кремлевского дела» в 1935 году чекисты получили дополнительные показания о неудовлетворенности Сырцова его положением, об его «тяжелых настроениях». Агенты НКВД отмечали, что Сырцов, несмотря на свою «политическую замаранность», ведет себя как большой политический руководитель. Став начальником Вохимтреста, он объезжал близлежащие села и интересовался жизнью крестьян, ситуацией в колхозах после разукрупнения, положением с продовольствием. Сырцов очень негативно оценивал положение в сельском хозяйстве на данный момент. В доносах сообщалось о наличии у Сырцова больших сомнений относительно участия Г.Е. Зиновьева в организации покушения на Кирова. Сырцов публично сказал «Я не допускаю, чтобы такой старый марксист, как Зиновьев, мог хоть отдаленно иметь отношение к террористической группе».
 
ГИБЕЛЬ В СТАЛИНСКИХ ЗАСТЕНКАХ
 
19 апреля 1937 года начальник СПО ГУБД НКВД комиссар госбезопасности 1-го ранга Я.С. Агранов подписал ордер на производство ареста старшему лейтенанту Голубеву по адресу: Покровский бульвар, дом 14. В деле Сырцова имеется только один протокол допроса, хотя находился он в распоряжении следствия более полугода.
 
Не добившись от него согласия подписать инкриминируемые ему обвинения и дать признательные показания и т.д., ежовский палач Влодзимерский был вынужден составить настоящий – истинный протокол, в котором содержится 21 вопрос с требованиями и прямыми угрозами и 21 отрицательный ответ. Сырцов, в частности заявил:
 
«Виновным себя не признаю. Участником контрреволюционной организации правых не был. До 1932 года включительно поддерживал личную связь с Рыковым и вел с ним беседы, направленные против руководства страны. С 1932 году эту связь с Рыковым прекратил. В 1930 году я входил в «право-левацкий блок» и являлся одним из его руководителей. В ноябре 1930 года после постановления ЦК ВКП(б) об этом блоке я свою деятельность прекратил. Тогда же, в 1930 году и позже, в 1931 году, я поддерживал связь с Радеком, Серебряковым, Ливентом (моим секретарем), но эти связи носили личный характер. Никакой контрреволюционной деятельности после 1930 года, за исключением отдельных антипартийных разговоров с указанными выше лицами, я не вел».
 
Мужество Сырцова несомненно! Сам того не подозревая, своим мужественным поведением он сорвал планы организации нового открытого политического процесса или, по меньшей мере, расширения состава подсудимых на готовящемся бухаринско-рыковском процессе. За недостатком убедительных доказательств существования «резервного центра правых» публичный процесс был отменен, и всех обвиняемых осудили по обычной конвейерной системе к смертной казни. С.И. Сырцова военная коллегия Верховного Суда осудила в течение 15 минут по статьям 58-7, 58-8, 68-11 к высшей мере наказания 10 сентября 1937 г.
 
РАЗДЕЛИЛА СУДЬБУ МУЖА
 
Трагическая участь ждала жену Сергея Ивановича – Асю, или Августу Евлампиевну Попову. Ее судьба, бесспорно, заслуживает отдельного рассказа.
 
Ася Сырцова (Попова)
 
Уроженка Архангельска, родственница писателя Серафимовича (Попова), она окончила Московскую гимназию, училась в Московском университете, вступила в РСДРП(б) в ноябре 1917 г. Знакомство с Сырцовым произошло в 1918 г. в штабе 12-й дивизии на Царицынском фронте, где Сергей Иванович был комиссаром, а она – секретарем политотдела.
 
Всегда сопровождая мужа, Ася Попова не превратилась в домохозяйку. Она активно работала в различных литературных, женских и других общественных организациях и была в курсе его интеллектуальной оппозиции к Сталину.
 
Ася Сырцова была арестована 17 июля 1937 г. и обвинена в том, что знала о «преступной» деятельности мужа и не донесла на него. Особое совещание при наркоме НКВД приговорило ее как члена семьи изменника родины ( сокращенно ЧСИР) к 8 годам лагерей. А.Е. Сырцова (Попова) пробыла там два года, но неожиданно была возвращена в Москву, где ей было предъявлено обвинение в организации террористической деятельности против Сталина и других высших руководителей. В отличие от первоначальных допросов в 1937 году, на этот раз она признавала все обвинения.
 
В документе уголовного дела НКВД содержатся ее показания о том, что она пришла к мысли после ареста мужа: «Все равно погибать, но если уж погибнуть, то с треском». Для организации мщения Сталину она создала женскую террористическую группу жен репрессированных в составе Сосновской Ольги Даниловны, Уборевич Нины Владимировны и Ломовой Натальи Григорьевны.
 
На состоявшемся закрытом заседании Военной коллегии Верховного Суда СССР 6 июля 1941 г. женщины отказались от своих показаний, заявив, что оговорили себя и других, не выдержав физических болей, издевательств и насилий. Хотя виновными они себя не признали, исход дела был предопределен – их всех казнили. Немец рвался к Москве, а сталинские палачи расстреливали женщин.
 
Только с началом обновления советского общества во второй половине 80-х гг. стало возможным рассказать о жизненном пути С.И. Сырцова. Позитивный вклад С.И. Сырцова в развитие страны значительно превосходит по масштабу отдельные его ошибки и просчеты. Его личная трагическая судьба может стать предостережением многим современным политикам, мечтающим о построении нового «светлого будущего» на пути форсированных радикальных преобразований, не обращая внимания на их социальную и гуманитарную цену и последствия.
 
Сергей КИСЛИЦЫН.
Доктор исторических наук, профессор Южно-Российского института управления _ филиала Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.
 
(Публикация - газета «Вечерний Ростов», 31 июля 2017 г.)
Было интересно? Скажите спасибо, нажав на кнопку "Поделиться" и расскажите друзьям:

Количество просмотров: 5473



Вход на сайт

Случайное фото

Начать худеть

7 уроков стройности
от Людмилы Симиненко

Получите бесплатный курс на свой e-mail