Жизнь "литературного Чапая" оборвала пуля палача из НКВД (революционер Семён Васильченко)

А А А

 

Трагическая участь «вечного оппозиционера» многое объясняет, и от многого предостерегает

 

Ростовчанин Семен Филиппович Васильченко в начале прошлого века был известен не только на Дону, но и во всем СССР. Известный писатель, редактор ряда газет, руководитель крупных издательств. Его повести в двадцатых годах издавались массовыми тиражами. Но в ходе сталинских репрессий его уничтожили как врага народа.

 

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РЕВОЛЮЦИОНЕР

 

Семен Васильченко родился 3 февраля 1884 года в Гниловской станице, прилегающей к Ростову-на-Дону, в семье железнодорожного рабочего. Детство будущего революционера прошло в хуторе Недвиговка Донской области. Позднее он называл себя «пасынком городской цивилизации», обреченным в то время, как большинство детей рабочих, на невежество и нищету.

 

Семен еще ребенком работал в детских артелях на шерстяной фабрике Стукена, чистил котлы на Кошкинских пароходах... Когда он поступил в начальную школу, ему пришлось самостоятельно изыскивать средства для недолгого учения. В 1900 году он пришёл в кузнечный цех мастерских Владикавказской железной дороги, где и произошло его становление как личности. В 1901 году молодой рабочий С.Ф. Васильченко стал членом РСДРП и вскоре сам начал руководить рабочими революционными кружками в Главных мастерских, на цементном заводе, цинковальной фабрике, в депо станции Гниловская.

 

Его природные пассионарные данные полностью соответствовали тем требованиям, которые предъявлялись Лениным к членам «партии нового типа», к профессиональным революционерам из рабочих. Смелый и решительный революционер, способный на самые радикальные действия, он вызвал сильнейшее раздражение у властей и ярко выраженные симпатии революционных социал-демократов.

 

О Семене Васильченко неоднократно писала главная большевистская газета - ленинская «Искра». Он всегда объединял вокруг себя наиболее решительно настроенных партийцев, требовал радикальных действий, обострения ситуации, столкновений и баррикад. В 1903 году С. Васильченко был руководителем рабочего кружка под характерным названием «Отчаянный». Этот термин как нельзя лучше отражает личный характер рабочего вожака.

 

Энергичный и решительный молодой человек стал одним из инициаторов ростовской демонстрации 2 марта 1903 года, которая явилась самым организованным выступлением того времени на юге страны. В августе 1903 года состоялся военно-окружной суд над активистами этого выступления, на котором Васильченко выступил с яркой революционной речью, опубликованной «Искрой» отдельной брошюрой.

 

Пламенный оратор получил четыре года каторги, и в июне 1905-го отправлен на поселение в Сибирь. На новом месте он вновь занялся революционной работой: развозил нелегальную литературу, проводил собрания подпольных партийных ячеек, устраивал побеги товарищей с каторги, руководил забастовкой на Забайкальской железной дороге.

 

Вскоре Васильченко нелегально вернулся в Ростов-на-Дону. Здесь он принимает самое активное участие в подготовке и проведении декабрьского вооруженного восстания 1905 года на Темернике _ ростовской Красной Пресне. После поражения восстания неутомимый «товарищ Семен» ведет работу в условиях глубокого подполья.

 

Через год Васильченко был снова осужден Новочеркасской судебной палатой по делу Донского комитета РСДРП. Революционер был приговорен к каторжным работам на семь лет.

 

КАТОРЖАНИН - ГЛАВА РОСТОВА

 

Вернувшись после крушения самодержавия в Ростов-на-Дону, Семен Васильченко в конце марта 1917 года стал председателем Ростово-Нахичеванского комитета большевиков, вошел в исполком Ростовского Совета рабочих депутатов. Донские рабочие его встретили с восторгом. Он даже был избран в Учредительное собрание по списку РСДРП(б). Васильченко взял на себя руководство большевистской газетой «Наше знамя».

 

С.Ф. Васильченко руководил вместе с С.И. Сырцовым Донским ревкомом, но у них не заладилась совместная работа. Ему, ветерану подполья и поэту баррикад, был органично чужд Сергей Сырцов - недоучившийся студент буржуазного происхождения. Вероятно, Васильченко было обидно, что он, испытанный боец, член партии с 1901 года, должен считаться с мальчишкой, который пороха баррикад не нюхал и кандалы на каторге не таскал.

 

23 ноября 2017 года в Ростов-на-Дону прибыли корабли Черноморского флота с отрядом моряков для помощи ростовским рабочим. 25 ноября большевики поставили ультиматум Каледину. Васильченко принимал самое энергичное участие в боестолкновениях с офицерами-добровольцами и белоказаками в Ростове в конце ноября и начале декабря 1917 года. Плохо владевшие оружием донские большевики тогда потерпели поражение. Васильченко вместе со своими соратниками по Донревкому Жаковым и Филовым отбыл в пролетарский Харьков.

 

ЗА СТО ЛЕТ ДО ДНР

В Харькове Семен Васильченко как известный радикальный политик и журналист сразу стал работать на руководящих должностях. После декабрьского (1917 года) съезда Советов Донецко-Криворожского бассейна был избран председателем областного исполкома. Именно Семен Васильченко был одним из авторов сепаратистской идеи: организовать «областную» республику в противовес Украинской Народной Республике, которая квалифицировалась им как буржуазное государство. С. Васильченко настаивал на том, что республики Федерации Российской Социалистической Республики будут строиться не по национальному признаку, а согласно особенностям национально-хозяйственного быта.

 

Спустя почти сто лет, когда на Украине развернулась националистическая травля русских Донбасса, стало очевидно, что аргументация Васильченко была вполне рациональной.

 

Васильченко вместе с Ф. Сергеевым (Артемом) и М. Жаковым вошел в состав правительства непризнанной республики. Но в Москве образование независимой от Украины Донецко-Криворожской республики посчитали ошибкой, порожденной непониманием перспектив национально-государственного строительства. В.И. Ленин требовал соблюдения суверенитета Советской Украины, невмешательства в деятельность ЦИК Советов Украины, тактичности в национальном вопросе.

 

В конце марта 1918 года Васильченко, потерпев политическое поражение, вышел из Донецко-Криворожского совнаркома. А после вынужденной сдачи немцам Харькова он вернулся в Ростов.

 

 

ДОРОГАМИ ГРАЖДАНСКОЙ

По прибытии в Ростов-на-Дону С.Ф. Васильченко был назначен в середине апреля 1918 года чрезвычайным комиссаром города. По инициативе и под руководством Васильченко была создана городская Ростово-Нахичеванская коммуна, которая сразу перешла на принципы «военного коммунизма». Но просуществовала коммуна всего 14 дней. При наступлении немцев и белоказаков на Ростов он эвакуировался последним эшелоном, отступая с боями.

 

С июня по сентябрь 1918 года, вплоть до полного занятия территории Донской области белыми, С.Ф. Васильченко входил в состав Донского советского правительства, находившегося в станице Великокняжеской (ныне это город Пролетарск). Но управлять было практически нечем, так как Донская область перешла под контроль белоказачьего режима Краснова.

 

Куда только не бросала его судьба! Он работал редактором фронтовой газеты Южного фронта, затем председателем губтрибунала. Он был членом Луганского губкома партии, начальником политотдела Харьковского военного округа, начальником политотдела запасной армии, редактором газеты «Красный боец» в Казани, заместителем заведующего Всеукраиниздата… Он то писал и редактировал, то судил и приговаривал к расстрелам.

 

В апреле 1920 года Васильченко вновь очутился в Ростове, где стал опять претендовать на роль политического руководителя Донской области. Но сюда ранее был направлен С.И. Сырцов. Возглавив вместе с Жаковым горком партии, Васильченко вступил в политическую конфронтацию с обкомом.

 

Политическая позиция Васильченко стала расходиться с точкой зрения тех коммунистов, которые осознали необходимость отхода от методов «военного коммунизма» и террористического расказачивания. Но Васильченко заявлял, что крестьянское и казачье население Дона одинаково враждебно Советской власти и поэтому диктатуру надо осуществлять «огнем и мечом» путем опоры на ревкомы и чрезвычайки. Васильченко и его сторонники Жаков, Зявкин, Гадзиев, Пивоваров, Васильев сделали заявление о неудовлетворительной работе Донкома.

 

Донком 28 мая 1920 года принял решение добиваться от ЦК отстранения от руководства одновременно Сырцова и Васильченко, как не сумевших сработаться в течение долгого времени. ЦК РКП(б) отозвал обоих лидеров, направив Сырцова на руководящую работу в Одессу, а Васильченко на Кубань, где он стал заведовать местным госиздатом и редактировать газету. Во время врангелевского десанта на Кубань он участвует в боях. Его вновь заметили, и в июне 1920 года Васильченко получает назначение в Москву, где занял должность зав. литературно-издательского отдела МК РКП(б).

 

НА «ЛИТЕРАТУРНОМ ФРОНТЕ»

 

В Москве написал несколько повестей, в которых художественно описывается подпольная революционная работа, нарисованы образы революционеров. Из произведений этого рода наиболее заметна повесть «Карьера подпольщика» (1924), которая позже выдержала целых шесть изданий. Интеллект и литературный талант в сочинениях Васильченко несомненно присутствуют, но ему не хватало образования, общей гуманитарной культуры, широты кругозора.

 

В отличие от Михаила Шолохова, который в это время создавал эпопею «Тихий Дон», Семен Васильченко даже не приблизился к такому эпическому замыслу, хотя лично принимал участие во многих донских событиях. Однако по книге Васильченко можно изучать историю рабочего движения Ростова-на-Дону.

 

Парадокс истории заключается в том, что казачий апологет М. Шолохов был объявлен классиком «социалистического реализма», а баррикадный боец, член партии с 1901 года, революционер-писатель С. Васильченко был объявлен врагом партии и народа, о чем речь пойдет дальше.

 

БЫЛ ЗЕРКАЛОМ ЭПОХИ

 

Революционеру-подпольщику, баррикадному борцу, «литературному Чапаеву» Семену Васильченко был ненавистен дух нэповского мещанства и стяжательства, коррупция, зажим внутрипартийной демократии. В октябре 1923 года Васильченко подписывает оппозиционную «платформу 46-ти», написанную Л.Д. Троцким. В 1927 году писатель-большевик издал неожиданно для всех остро политический роман «Не той стороной», в котором сделал чуть ли не первую в СССР попытку осветить в художественной форме образование оппозиции в большевистской партии. Роман фактически написан, отталкиваясь от позиций «платформы 46».

 

Естественно, аппарат ЦК ВКП(б) не мог пройти мимо такого откровенно политического романа. Секретариат ЦК ВКП(б) принял 3 августа 1928 года специальное постановление об изъятии из библиотек романа С. Васильченко «Не той стороной». В нем было указано: воспретить переиздание романа Васильченко как произведения антипартийного и явно клеветнического.

 

С.Ф. Васильченко понял, что его политическая карьера окончательно закончилась и надо уходить на пенсию. С 1932 года, по ходатайству Всесоюзного общества старых большевиков, ему была назначена персональная партийная пенсия. Но и на пенсии Васильченко продолжал заниматься общественной деятельностью, в том числе обсуждением политики партийного руководства. Это не было полноценной оппозицией, скорее _ фрондирующее брюзжание старого заслуженного большевика-пенсионера, оказавшегося на обочине большой политики.

 

Но и это не прошло незамеченным. 28 марта 1936 года вечно инакомыслящий подписант оппозиционных манифестов, автор оппозиционного романа, фрондирующий писатель Семен Васильченко был арестован НКВД. Нет необходимости доказывать, что его гибель в годы массового террора была абсолютно неизбежна. Тогда судили и расстреливали за гораздо меньшее.

 

С.Ф. Васильченко конкретно обвинили в том, что он входил в группу троцкистской организации, созданную в обществе политкаторжан и ссыльнопоселенцев. Будучи, якобы, «скрытым троцкистом», Васильченко посещал собрания членов общества, читал и размножал троцкистские документы. По мнению НКВД, он ставил целью борьбу с руководством ВКП(б) на основе контрреволюционно-троцкистской платформы.

 

В 1937 году писатель-большевик Семен Васильченко был расстрелян как троцкист - «враг народа». Только в 1956-м он был полностью реабилитирован.

 

Неоднозначная судьба Семена Филипповича Васильченко была во многом типичной. Такие деятели отразили необыкновенную революционную эпоху, став ее своеобразным зеркалом. Он искренне стремился побыстрее разрушить «до основания» старый мир нищеты и сословной вражды, мир жесткой эксплуатации трудящихся и построить новый, светлый, справедливый мир Коммуны, в котором «кто был ничем, тот станет всем»! Этим объясняется вся его нетерпеливость, радикальность, несговорчивость, прямолинейность, аскетизм, честность, жесткая принципиальность, наконец, - отчаянность. И таким он оставался до самого конца своей жизни.

 

Семен Васильченко не был идеалом даже для большевистской элиты, и уж тем более не является примером для современного общества. Трагическая судьба вечного оппозиционера многое объясняет, многому учит, от многого предостерегает…

 

Сергей КИСЛИЦЫН.

Доктор исторических наук, профессор Южно-Российского института управления - филиала Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Публикация - газета "Вечерний Ростов", 12 января 2018 года.

Было интересно? Скажите спасибо, нажав на кнопку "Поделиться" и расскажите друзьям:

Количество просмотров: 3697



Вход на сайт

Случайное фото

Начать худеть

7 уроков стройности
от Людмилы Симиненко

Получите бесплатный курс на свой e-mail