Зачем городу Ростову Донская Троя? (о Ливенцовской крепости)

А А А
 
Один из недавних традиционных праздников «День Танаиса» в заповеднике «Танаис» открывали дети 28 ростовской школы театрализованным сюжетом – укрощение огня: на вершине башни стоял Зевс со своими домочадцами, метал вниз молнии, танец молний исполняла гибкая, стремительная пятиклассница.«Первобытные люди» дрожали от страха сбиваясь в толпу у края сцены.И вот, отделяясь от толпы люди подбирали большие камни ( из картона) и окружали ими неистовую молнию, укрощая ее, превращая в домашний очаг неуправляемое пламя - что было не под силу богам, оказалось возможным людям..
Лучшей иллюстрацией главного события в истории человека я не встречал…
Ливенцовская крепость
Я смотрел на талантливых детей и мечтал: перевести бы на подмостки сцены истоки великих открытий, происхождение которых еще надолго останутся загадкой и для науки и для религии…Стремительность с которой благодаря очагу, парусу, колесу, керамике, приручению домашних животных - человек в кратчайшее время – секундная стрелка на циферблате мировой истории – вышел на ее авансцену, поражает…
 
И как младенец во внутриутробном развитии повторяет все этапы эволюции, так родившись и взрослея он должен своими руками воспроизвести, смоделировать, пусть метафизически и открытия прошлого: в потоках дождевых ручьев малыш пускает кораблики и наводит из веток мосты, магия костра под звездным небом знакома любому возрасту..Строгать, пилить, работать с молотком, лепить из глины – любой психолог если не объяснит ,но подтвердит терапевтическое значении этих действий..
 
Моя соседка по усадьбе Ирина – хутор Недвиговка- держит многочисленное хозяйство домашней живности.Городские гости и её и мои почитают увлекательнийшим занятием если хозяйка допускает их поухаживать за кроликами, покормить кур, почесать за ухом теленка, а самым решительным рискнуть подоить корову и заглянуть внутрь пчелиного улья….Похоже реликтовая память – краеугольный камень интеллекта…
 
У нас на территории Ростова есть древние памятники на которых великие открытия прошлого были обыденными занятиями.Один из них уже навечно вписан в биографию донской столицы как Ливенцовская крепость - Донская Троя. Здесь же поселения различных эпох – от бронзового века до античных времен, курганы, простор дельты- ансамбль, иллюстрирующий тысячелетний период отечественной истории…О подробностях открытия памятника не говорю – в Интернете множество публикаций об этом.Но нынешнее состояние памятника печально и не соответствует ни значимости его в отечественной истории, ни его потенциалу образовательному, педагогическому, экономическому (туризм)…И это при семи существующих няньках, включая Федеральное управление по надзору за объектами культуры.
 
Ливенцовский ансамбль пример бюрократического забалтывания проблемы: выдающийся памятник – важнейшее звено в евроазиатской системе, удревняющий историю не только Ростова,но и всего юга страны – сегодня заросшие кустарниками раскопы, дачные свалки мусора, юридическая незащищенность….
И это при всей простоте решения проблемы: на археологических карте уже не первый год обозначены границы охранной территории, остается закрепить их постановлением главы администрации города и объявить конкурс на благоустройство, например среди студентов Академии архитектуры….
 
Археолог Станислав Братченко
Самое оптимальное решение – Археологический парк - в отечественном (Аркаим) и европейском опыте есть блестящие образцы..Не для подражания, для собственных оригинальных решений. Сохранились наброски реконструкции сооружений памятника, выполненные Братченко Станиславом Никифоровичем – его первооткрывателем и исследователем.
 
Попробуем представить облик этого первого монументального сооружения с регулярной планировкой на территории Ростова. В нем есть все, чем характеризуется и современный город: жилища, площадь, дороги, организация пространства не только с функциональными задачами – защита, хозяйственная деятельность, накопление богатства… Несравнимы только масштабы и недоступно пока понимание мира жившими здесь людьми. Понятно только, что они были далеко не простыми… Иным было время, иными представления о пространстве…Но образ будущего города уже прослеживается, причем в формах совершенных, так как создание поселения определялось не только прямыми интересами большого количества людей, занимавшихся скотоводством, ремеслами и обменной торговлей, но и объединяемых общим мировоззрением.
 
Ливенцовская крепость раскопки 60-х годов
 
Мы подходим к поселению с севера (его территория начинается сразу за дачными участками, напротив железнодорожной остановки «Сады»). Мощное полукружие каменных стен, вершиной дуги обращенное в степь, а концами опирающееся на края береговых откосов. Перед стеной глубокий ров, повторяющий линию стен. С запада ров стыкуется с глубоким оврагом, а с востока проходит по ложбине – здесь берег понижается к реке, но в границах поселения высота берега над рекой более двух десятков метров – отличная естественная защита. Склоны рва, прилегающие к стенам, обложены камнем. Высота стен около 5-6 метров. Мы входим в поселение по бревенчатым накатам над земляными перемычками, насыпанными поперек рва, их несколько у широких проемов-входов. Входим на территорию поселения – здесь видно, что участки стен напротив проходов через ров неширокие, они соединяют в единый ансамбль жилые помещения вокруг просторного двора, скорее похожего на площадь. Кровли жилищ вокруг нее были одновременно просторным амфитеатром… И одна интересная особенность: стены в плане образовывали не ровную дугу, а ломаную (меандровидную) линию, состоящую из широких – жилища и узких – стены с проходами, сооружений…
 
Ливенцовская крепость раскопки 60-х годов
И глядя на снимки с высоты птичьего полета, невольно приходишь к сравнению поселения с повозками и кибитками кочевников, остановившихся на ночлег – неровной цепью они огибают площадь.
 
Использовалась ли площадь как загон для скота? Вряд ли! Во-первых, при том количестве живности, которую выпасали в дельте первые «ростовчане», на этой площади едва ли разместится даже малая часть… Ну, и конечно не превращали же они свои жилища в «авгиевы конюшни»… Скорее всего, это был рынок с функциями святилища, как позднее у древних греков агора, а еще на тысячелетие раньше такие города строились на южном Урале ( сравнительно недавно открытый археологами Аркаим ) и Алтае - слишком широки и часты проходы в стенах, из соображений безопасности так не строят…..
 
Какой народ жил здесь? каким представляли мир эти люди? каковы их судьбы? Пока на эти вопросы нет ответов. Но то, что их деяния влились не только в историю города, но и Европы –несомненно.
 
Ливенцовский ансамбль, конечно же – доминанта целой эпохи. Когда проектировщики и архитекторы поймут ее значение в пространственной организации городского ландшафта, в формировании образа города, существующего в потоке времени и преемственности культур, его «откроют» заново и тогда его роль в создании «необщего выражения» Ростова будет исключительной. Но это дело будущего, возможно, недалекого.
 
А пока памятник – как зарытый клад: и местонахождение известно, и ценности исключительной, но не востребован никем…
 
На фото: Ливенцовское поселение в момент раскопок, 60 е годы.
Братченко Станислав Никифорович
 
Текст: Валерий Чеснок - историк.
Было интересно? Скажите спасибо, нажав на кнопку "Поделиться" и расскажите друзьям:

Количество просмотров: 4835



Вход на сайт

Случайное фото

Начать худеть

7 уроков стройности
от Людмилы Симиненко

Получите бесплатный курс на свой e-mail