Земская медицина на Дону: плюсы и минусы
Сейчас в средствах массовой информации много пишут о проблемах медицины. Многие говорят о том, что было бы хорошо, чтобы появились семейные или, как до революции их называли, земские врачи.
Мне захотелось узнать подробнее о работе земских врачей, в том числе и у нас на Дону. Как пишет И.А. Шаповалова в работе «Из истории земской медицины на Дону конца XIX – начала XX веков», наиболее известными были земский врач Карп Сергеевич Мержанов, а также земские фельдшеры Григорий Пантелеймонович Задера и Павел Кузьмич Белецкий. Материалы об этих людях хранятся в фондах Ростовского областного музея краеведения.
А.М. Греков писал: «Земские учреждения, как известно, не миновали нашей области, просуществовали, однако, у нас всего шесть лет и благодаря какому-то колоссальному недоразумению встретили к себе со стороны народных масс полное несочувствие. Несмотря на кратковременный период существования, в земских учреждениях области успели поработать передовые, лучшие люди, цвет донской земли, желавшие искренне принести пользу краю».
Согласно постановлению Государственного Совета 1875 года, в Области Войска Донского земские врачи должны были заниматься оспопрививанием и санитарно-профилактической работой. Интересные воспоминания оставил донской земский врач Иван Андреевич Чекунов. Его мемуары так и назывались: «Из портфеля земского врача». Он писал: «Окружные земские управы приглашали на земскую службу молодых врачей, энергично взявшихся за дело.
Появление земских врачей в отдаленных станицах и селах до того времени было дело неслыханное. Население крестьянское и казачье, особенно последнее, не без предубеждения встретило явившихся перед ними земских тружеников. Крестьяне вначале боялись беспокоить врача, но потом, когда ближе познакомились и увидели, что он внимательно заботится об их здоровье и полезен, десятками стали наполнять приемные земских врачей. Казаки, а между ними староверы, вначале неохотно являлись к земскому врачу, уподобляя его окружному судебно-полицейскому врачу, которого они привыкли видеть только за вскрытием трупов. Вскоре общим результатом стало то, что раз уже побывавший у врача больной неохотно шел к земскому фельдшеру, а тем более к знахарю».
Как пишет И.А. Шаповалова в работе «Из истории земской медицины на Дону конца XIX – начала XX веков», структура земских медицинских учреждений была такова. Окружные земские управы учреждали санитарные участки, числом от 3 до 5. Каждым участком заведовал врач. Санитарный участок в свою очередь разделялся на пункты по числу фельдшеров от 3 до 5. Врач оказывал медицинскую помощь в приемном покое, на месте постоянного своего жительства. При разъездах следил за деятельностью своих фельдшеров. Фельдшеры оказывали первую помощь больным, лечили повторные и установленные ранее болезни по рекомендациям врачей. Они также занимались оспопрививанием и санитарно-просветительской работой.
На Дону была своя военно-фельдшерская школа. Фельдшеры были разные. Существовали фельдшеры ротные, эскадронные. Как я уже писал, на Дону работали, не побоюсь этого выражения, выдающиеся фельдшеры своего времени. Например, фельдшер Григорий Пантелеймонович Задера издавал журнал «Фельдшерская мысль».
Земским врачам часто приходилось бороться за здоровье человека не только с болезнями, но и с людским невежеством. Земский врач Чекунов в своих мемуарах писал:
«Однажды, проезжая через хутор, я наткнулся на страшную эпидемию оспы. Спрашиваю у поселкового санитара, почему он не донес об эпидемии, но он на это ответил мне, что он не знал, что нужно доносить о людских заразительных болезнях, а вот если скотина падает, доносить начальству велено, и он доносил».
Доктор Н.Х. Норкин на собрании общества донских врачей 19 февраля 1905 года говорил о том, что здравоохранение в Донской области находится в жалком положении. Но ростовские чиновники так не считали. Они рапортовали в своих отчетах о том, что, выражаясь современным языком, реформа здравоохранения идет прекрасно. Одним словом, как говорил Горбачев, процесс пошел.
Военный министр генерал-лейтенант Куропаткин побывал в станице Константиновской. И вот что он писал:
«Амбулатория состоит из трех комнат и помещения для фельдшера. Заведует покоем врач, прикомандированный к управлению местного окружного атамана, числящийся в штате управления Усть-Медведицкого округа. Аптека в порядке, в медикаментах недостатка нет. Количество инструментов порядочное, инструменты чисты. В течение года бывает до 5 тысяч больных с 8 тысячами посещений. Больные казаки и иногородние. Встретил окружной врач. На округ 4 земских врача и 8 фельдшеров. По 50 тысяч душ населения на 1 врача – много. Вся медицинская часть округа стоит 8 тысяч рублей. Лекарство выдаются бесплатно».
В этом докладе генерал-лейтенанта Куропаткина меня поразили два факта. Первое, это то, что лекарства людям выдавали бесплатно. А второе, что и сто лет назад врач был загружен работой так же, как и нынешний участковый терапевт.
Один доктор на 50 тысяч человек − это действительно очень много. Правда, у врачей царского времени не было такого количества «писанины», которая есть у нынешних докторов.
Врачи до революции были очень уважаемыми людьми. На Руси всегда бытовало такое выражение: «Хорошего врача народ прокормит». Видимо, поэтому во времена советской власти, да и при нынешней власти, врачам платят традиционно мало. Но и в то время постоянно ставился вопрос о том, что земским врачам надо платить достойную зарплату за их нелегкий труд.
Несмотря на отчеты чиновников о том, что здравоохранение развивается в Области Войска Донского семимильными шагами, ростовские врачи постоянно поднимали вопрос о своем, по их мнению, бедственном положении. Городовой врач Ростова-на-Дону К. Татаркин в 1909 году писал, что земский врач на Дону получает в среднем 1200 рублей в год и «при смерти или инвалидности самое большее оставит семье годовой оклад, и это за всю жизнь, посвященную служению ближнему и полную самого тяжелого труда, вплоть до ночлега в степи, в какой-нибудь балке или под стогом в зимнюю стужу».
Врачи хотели заниматься частной практикой. Это было значительно более выгодно. Впрочем, как и сейчас.
Как пишет И.А. Шаповалова в работе «Из истории земской медицины на Дону конца XIX – начала XX века», в журналах того времени «Врач», «Земское дело», «Здоровье», «Земская медицина» можно увидеть объявления земств о приглашении на службу в разные уезды врачей с указанием жалования от 1000 до 1500 рублей в год. Этим докторам предоставлялось жилье. Спустя более 100 лет у нас в стране также безуспешно зазывают врачей в деревни, в ЦРБ и даже в городские поликлиники. Почему-то в эти места никто не рвется идти работать.
По мнению И.А. Шаповаловой, заслуга земской медицины в том, что она смогла приблизить медицинскую помощь к маленьким населенным пунктам. Я с ней полностью согласен. Но добавлю от себя, что земская медицина так и не решила всех проблем здравоохранения того времени. Конечно, пытались что-то изменить в лучшую сторону. Но...
Иван Творожников (1848-1919). Земский врач.
Когда я писал эту работу, то вспомнил слова классика о том, что в России есть две беды – дороги и дураки.
Я бы от себя добавил: еще и вечные проблемы в здравоохранении.
Георгий БАГДЫКОВ.
Количество просмотров: 3162
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии