Имя боевого генерала на карте Ростова (Николай Скрыпник)

А А А

 

В старом центре Ростова есть неприметный, тенистый переулок. Это место коренные ростовчане называют «Нахаловкой». Здесь одноэтажный частный сектор, с деревянными ставнями на окнах и глухими заборами. «Переулок имени Н.В. Скрыпника» - написано на табличке одного из домовладений. Короткой прогулки по этому переулку в утренний час оказалось достаточно, чтобы из расспросов прохожих понять: здесь не знают, кем был человек, чье имя стало адресом на карте города.
Генерал Николай Скрыпник
Вдова генерала Людмила Алексеевна Скрыпник, перебирая фотографии из семейного архива, коротко комментирует черно-белые снимки: «Это мы в Сибири, как раз только познакомились, а это наш первенец Юра. А здесь муж уже командир дивизии. Вот он такой, радостный. Это мы в Ростов приехали»...
Живым и улыбчивым Николай Васильевич Скрыпник остался навсегда в памяти родных и сослуживцев. Несмотря на высокую должность заместителя командующего одного из самых крупных объединений внутренних войск МВД России, он не прятался за спинами других, не отгораживался от смертельного риска. И часто выезжал в командировки на юг, где стреляли и убивали, где шла настоящая война.
 
- Могу сказать, что генерал был очень отважный, не кабинетный, «не тыловая крыса», как у нас говорят. Всегда был рядом с нами в боевых порядках, и операции, которые он проводил, он лично возглавлял, всегда завершались успехом для наших войск, для нас. И самое главное – это были очень малые потери среди нашей живой силы и техники внутренних войск», - так о генерале, говорит его боевой товарищ. Этот офицер, представитель одной из спецслужб, кавалер нескольких орденов Мужества, по роду своей службы, непубличный человек, не имеет права «светить лицо» перед объективами фото- и телекамер. Но узнав, о ком пойдет речь, все-таки согласился встретиться и рассказать о Николае Васильевиче Скрыпнике. В июле 1996 года они плечом к плечу разделили смертельную опасность, ощутив убойную силу взорванного боевиками в Чечне фугаса…
Генерал Николай Скрыпник
Это стало очевидным сразу: генерала Скрыпника на той дороге у чеченского селения Гехи бандиты ждали. Очень он был им неудобен, мешал своим ответственным отношением к делу, раздражал своим бесстрашием. В этом убежден и Юрий Николаевич Бобриков, ныне генерал-майор в отставке, бывший заместитель командующего войсками округа внутренних войск по работе с личным составом:
- Я могу сказать только одно: будучи начальником штаба округа, Николай Васильевич достойно выполнял свои обязанности и, находясь в станице Асиновской, командуя нашей группировкой войск, он, не щадя жизни, ничего не боялся, принимал личное участие во всех операциях. В этой не повезло…
Единственный раз, похоже, удача отвернулась от генерала, который, казалось, шел по жизни легко, покоряя одну вершину за другой. Ему, сыну не вернувшегося с войны фронтовика Великой Отечественной, посчастливилось выжить в голодные послевоенные годы, успешно закончить школу и не ошибиться с выбором профессии, еще в курсантскую юность, в Орджоникидзевском военном училище внутренних войск получив первые погоны.
Генерал Николай Скрыпник
Тридцать пять лет своей жизни посвятил Н.В. Скрыпник внутренним войскам. Начинал с должности взводного, потом ротного командира, комбата в затерянных на просторах Сибири военных городках. Там судьба ему подарила встречу с сибирячкой Людмилой, ставшей для него верной спутницей, женой, матерью его детей. Их встреча оказалась судьбой. Более десятка мест службы поменяла офицерская семья. Пришлось послужить и в Закавказье и в Украине.
В «перестроечные» годы, в стремлении выйти из Союза республик национальные окраины некогда единого государства с нескрываемой враждебностью смотрели на военных. В то время Николай Скрыпник занимал должность командира Тбилисской дивизии внутренних войск. И, как сегодня убеждена Людмила Скрыпник, их семью часто выручали человеческие качества ее мужа:
- Благодаря тому, что он такой контактный, он с местными со всеми в хороших отношениях был, у него всегда друзья были. Одно время ему говорили: «Снимите форму, ходите в гражданке». А он отвечал: «Кому надо, те все равно достанут, так зачем прятаться». Уважали его, поэтому и помогали.
Генерал Николай Скрыпник
Из столицы Грузии семья Скрыпников вернулась в Россию военно-транспортным бортом, под завязку загруженном нашим оружием. Его удалось увезти благодаря настойчивости и принципиальности комдива. Как позже выяснилось, не вывезенное из других кавказских республик вооружение, попадало в руки бандитов и становилось последним аргументом в межнациональных конфликтах.
 
В 1993 году был создан Северо-Кавказский округ внутренних войск МВД России, с командованием в Ростове-на-Дону, и Николай Васильевич назначается на должность начальника штаба. В постоянных боевых командировках вместе с ним бывал и сын Юрий, тоже ставший офицером внутренних войск. Сейчас, вспоминая о том времени, Людмила Алексеевна заметно волнуется:
- Представляете, я однажды, когда смотрела телевизор, увидела собственного сына, когда они обменивали пленных. Все были в масках, но я–то сына своего в любом виде узнаю. Смотрю, как они с оружием отходят к бронетранспортеру. Я поняла, как реальна была опасность.
 
В боевых командировках удачливость отца, словно, охранная грамота берегла от опасностей сына. А вот самому Николаю Васильевичу судьба уготовила иную участь. Летом 1996 года генерал-майор Н.В. Скрыпник руководил проведением операции по ликвидации бандформирования так называемого «полевого командира» Доку Махаева в Урус-Мартановском районе Чечни.
 
Утром 11 июля генерал решил лично осмотреть позиции на рубежах блокирования села Гехи перед началом ликвидации банды. Но в 6.50 бронетранспортер, на котором следовал генерал Скрыпник, был подорван на радиуправляемом фугасе в окрестностях села.
Вместе с ним тогда были и спецназовцы из подразделения охраны, среди которых был и тот самый офицер с несколькими нашивками за ранение, имя которого не для широкой огласки. Он-то и рассказал как все произошло:
- Взрыв был колоссальной силы. Очевидцы говорили, что солдат с брони БТРа подбросило выше деревьев. Меня сразу вырубило. Когда меня привели в чувство и притащили к БТРу, между колес я увидел лежавшего генерала Скрыпника. Его седая голова была вся в крови, с левой стороны груди алело кровавое пятно. Он был еще жив, и даже дождался вертолета для эвакуации. Но множественные ранения были несовместимы с жизнью...
 
Несколько темноватых фотографий из той последней командировки мужа Людмила Алексеевна Скрыпник хранит в отдельном альбоме. Вот и снимок, где на фоне маскировочной сетки в полевом камуфляже стоит ее генерал:
- Потом мне рассказывали сослуживцы, что его предупреждали: нельзя туда ехать, пусть поедет другой человек. А он тогда отвечал: «Я не могу не поехать, потому что хорошо знаю обстановку». Задачу свою он выполнил. Ценой жизни.
 
Географически переулок Скрыпника расположен совсем недалеко от штаба ныне регионального командования внутренних войск - последнего места службы боевого генерала. Память о нем навек сохранит южная столица.
 
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12 июля 2000 г. в целях увековечения памяти бывшего первого заместителя командующего войсками Северо-Кавказского округа внутренних войск МВД РФ, Героя России генерал-майора Николая Скрыпника, его имя присвоено военно-транспортному самолету Ан-26 ростовского авиаполка внутренних войск.
 
Самолет имени Героя России Николая Скрыпника. Фото А. Барабашова.
...Майор Андрей Маметьев, командир экипажа военно-транспортного Ан-26, вместе со своими подчиненными с этот день был у самолета уже с раннего утра. Нет, впереди его ожидало не очередное летное задание. Поводом раннего прибытия на взлетную полосу ростовского военного аэродрома стала предстоящая церемония присвоения воздушному судну имени Героя России Николая Скрыпника. 
 
Почти полгода личный состав ростовского авиаполка внутренних войск готовился к этому событию: командующий войсками регионального командования генерал-полковник Евгений Внуков подписал соответствующий Приказ, боевую «аннушку», налетавшую не один десяток лет, тщательно отремонтировали, нанесли на ее серебристый борт алые буквы надписи. Теперь крылатый труженик – транспортный Ан-26 в небо будет поднимать не только грузы и личный состав подразделений, но и саму память о бывшем первом заместителе командующего войсками тогда еще Северо-Кавказского регионального командования генерал-майоре Николае Васильевиче Скрыпнике.
 
- Очень ответственное это дело, - признался немногословный командир корабля Андрей Маметьев, - машина-то у нас далеко не новая, потрудилась уже достаточно, поэтому наша основная цель исключить любые летные происшествия и в небе, и на земле. Наш самолет первым во внутренних войсках получил почетное наименование, это увеличивает нашу ответственность.
 
...Наступил торжественный момент, когда начальник штаба регионального командования внутренних войск генерал-лейтенант С.И. Корнюшкин, обратившись с речью к многочисленным участникам церемонии, отдал команду, и с бортов самолета сняли белое полотно, скрывавшее надпись. Взорам военнослужащих авиационного полка и управления регионального командования, их семьям и приглашенным ветеранам войск правопорядка, открылись алые буквы: "Герой России Николай Скрыпник".
 
Православный священник - протоиерей Михаил Литвинов – окропил святой водой самолет и благословил его экипаж на успешное выполнение служебно-боевых задач. А дочь Николая Скрыпника, Елена, пожелала майору Андрею Маметьеву и его сослуживцам благосклонности судьбы на земле и в небе.
 
Татьяна МЕЖАНОВА.
(Фото из семейного архива Скрыпников).
 
Было интересно? Скажите спасибо, нажав на кнопку "Поделиться" и расскажите друзьям:

Количество просмотров: 6880



Вход на сайт

Случайное фото

Начать худеть

7 уроков стройности
от Людмилы Симиненко

Получите бесплатный курс на свой e-mail