Комсомольское брали бойцы отряда "Росич"

А А А

 

В конце марта 2000 года, завершились кровопролитные бои за село Комсомольское в Урус-Мартановском районе Чеченской Республики. Сейчас это сражение называют ключевым эпизодом второй контртеррористической операции, повлиявшим на весь дальнейший ход событий в Чечне. В боевых действиях участвовало много ростовчан, один из них - майор Сергей Илларионов, бывший командир одного из подразделений отряда специального назначения «Росич» дивизии оперативного назначения «ДОН» внутренних войск МВД России. Он принимал участие в боях за Комсомольское с первого до последнего дня. Сейчас он уволился со службы, но события тех лет до сих пор свежи в его памяти.
 
Сергей Илларионов
(фото С. Илларионова, опубликованное в журнале foto&video, работа Дмитрия Белякова)
 
- Почему войскам так важно было взять Комсомольское?
 
- Это село имело очень выгодное расположение. Мимо него шла дорога в горные районы. Кроме того, это родовое село одного из бригадных генералов Ичкерии Руслана Гелаева. Когда его отряд отступил из Грозного в феврале, Гелаев закрепился в Комсомольском, рассчитывая отсюда руководить ваххабитским движением на всей территории республики. Гелаев еще говорил, что занятие села было свадебным подарком его сестре.
Комсомольское находилось в зоне ответственности внутренних войск, так что заниматься этой проблемой пришлось прежде всего нам.
 
- С чего все началось?
 
- В первых числах марта пришла информация, что в село вошло до 200 боевиков под командованием другого полевого командира Арби Бараева. Это гораздо позже выяснилось, что в Комсомольском засело свыше двух тысяч отборных боевиков. Разведка доложила: из села уходят местные жители, вместе с детьми и пожитками - верный признак того, что село занято боевиками. 5 марта был отдан приказ на зачистку сила. Его осуществляли бойцы нашего отряда, вместе с приданными силами.
В то же день произошло и первое боестолкновение. Наша группа внезапно, едва ли не нос к носу столкнулась с отрядом боевиков. Впереди шел наш боец Саша Миллер. В него выпустили целую очередь: 18 пуль. И (редчайший случай!) все они пришлись в автомат, который боец держал на груди. Миллер остался жив, только одна пуля прошила ему кисть руки, а нам пришлось отступать под огнем противника по руслу горной реки. Таким был первый день этой долгой операции.
 
- Что из себя представляло село Комсомольское?
 
- Оно расположено на изгибе дороги, что ведет от села Гойское к Алхазурово. Сразу за селом начинается горная гряда, так что Комсомольское стоит частично на ровной местности, а частью - на склонах ущелья. В ширину село _ не более 800 метров.
Там стояли огромные по нашим меркам кирпичные дома, с большими бетонированными подвалами. Толстые стены, до полутора метров толщиной, выдерживали попадания танковых снарядов. Село хорошо подготовили к обороне. Подходы к нему были заранее пристреляны. Между домами, каждый из которых был настоящей крепостью, существовала система скрытых переходов.
 
Сергей Илларионов
 
- Какой день наиболее запомнился?
 
- Это 6 марта, когда погибла целая группа нашего отряда, под командованием лейтенанта Джафяса Яфарова. Ребята попали в умело подготовленную засаду. Зайдя в дом П-образной постройки, обнаружили стоявший у окна пулемет. Он был заминирован: при взрыве сразу погибли два человека. Из противоположной части дома, из подвала, во двор посыпались боевики, открывшие шквальный огонь. Наши ребята стали выскакивать на улицу, здесь, на открытом месте их всех и положили.
Повезло тем, кто погиб сразу. Некоторых убивали изощренно. В раненого бойца, который пытался отползти, стреляли трассирующими пулями, они буквально прожигали тело.
Выжил только рядовой по фамилии Мухин. Тяжело раненый, он упал в глубокую колею на дороге. В него стреляли, но сочли мертвым и оставили в покое. Мухин пролежал так в колее до самой темноты.
Лейтенанту Джафясу Яфарову (мы все звали его просто Жека) посмертно было присвоено звание Героя России.
 
На следующий день я с несколькими бойцами отправился на переговоры с засевшими в этом доме боевиками: надо было забрать тела погибших, их оружие. Меня там сперва поставили к стенке, разбили лицо рукояткой пистолета, грозились пристрелить. Но потом пришел заместитель Гелаева (известный под радиопозывным «черный орел»), дал команду выдать наших убитых, их оружие. Впридачу нам отдали какого-то пленного солдатика в наручниках. Взамен гелаевцы просили вывезти на броне БТР трупы их убитых, а также тяжелораненых в село Гойское и передать местным жителям. Мы выполнили это условие, хотя некоторые горячие головы предлагали тут же расстрелять раненых боевиков.
 
Кстати, пока шли все эти переговоры, командир отряда полковник Игорь Семин стоял на открытом перекрестке недалеко от дома, под прицелом снайперов, являясь как бы гарантом честных намерений с нашей стороны.
 
- Почему боевики так упорно держались за Комсомольское, а не ушли сразу в горы?
 
- Сложно сказать… Центр села был очень хорошо укреплен. Может быть, боевики рассчитывали на какие-то силы, что ударят нам в тыл? Сам Гелаев с кучкой соратников ушел из Комсомольского 12 марта. В дальнейшем село было настолько плотно окружено, что вырваться из него стало невозможно.
С нами воевали не только чеченцы. Были украинцы, арабы и даже китайцы. Кстати, в отличие от всех прочих, с боевиками-чеченцами хоть о чем-то можно было договориться. К примеру, когда шли переговоры о выдаче погибших бойцов группы Яфарова, с нашей стороны вдруг начался обстрел дома из 120-миллиметровых минометов. Мы вместе с боевиками забежали в подвал и стояли рядом, прижавшись к бетонной стене, вздрагивая при каждом взрыве.
 
- Каково было отношение к этой операции у жителей соседних с Комсомольским сел?
 
- Я бы сказал, фаталистическое. Мирным жителям по горло надоела длившаяся к тому времени уже пять лет война. Они собирались невдалеке от наших позиций и с интересом наблюдали за ходом боевых действий. Когда снаряд тяжелой огнеметной системы «Буратино» эффектно вошел в большой красивый дом, невдалеке от меня тяжело вздохнул чеченец: это было его жилище. Я спросил, не жалко ли, а он ответил, что жаль было бы в этом доме погибнуть. Были такие местные, что помогали нам. Пожилой чеченец по имени Муса и его 12-летний внук вынесли нам разбитый пулями автомат нашего бойца Саши Миллера, а позже они выступали в роли парламентеров при переговорах с боевиками.
 
- У вас есть уникальные видеосъемки этой операции?
 
- В то время я повсюду таскал с собой портативную видеокамеру «Панасоник», приладив ее подмышкой, и снимал где только возможно. Друзья мне говорили, что так, мол, нельзя, это дурная примета. Но я в приметы не верю. На видеокассетах есть лица погибших ребят. Вообще тяжело видеть мертвое тело человека, которого ты еще час назад видел живым. Поневоле представляешь себя на его месте: куда бы тебе могла войти пуля, как бы ты лежал убитый на земле.
 
Сергей Илларионов
("краповики" "Росича" с полковым священником, снимок сделан в Шатое, С. Илларионов стоит третий слева)
 
- Какие кадры наиболее памятны?
 
- Это было на третий день после гибели группы Яфарова. С нами был священник отец Андрей Немыкин, который разложил на столе продырявленные пулями каски, окровавленные бронежилеты погибших ребят. В каждое отверстие батюшка поставил зажженную свечу.
Этот своеобразный памятник (куча железа, все что осталось о наших боевых товарищей) простоял три дня. К вечеру третьего произошло то, чего ничем кроме мистики не объяснишь. Вдруг завыл кот, сидевший под столом, у него шерсть встала дыбом. Мы все повернулись в ту сторону… С двух сторон стола на землю стекала с бронежилетов свежая кровь! Этому чуду, а иначе не скажешь, было много свидетелей, а я заснял его на видеокамеру.
 
- Сколько продолжались бои?
 
- Почти месяц: даже 26 марта в разрушенном селе еще были слышны выстрелы. Бойцы забрасывали гранатами окошки подвалов. Центр Комсомольского был снесен с лица земли. Я несколько раз бывал там во время командировок, последний раз в 2003 году. Село продолжало оставаться в руинах.
 
В отряде «Росич» уже практически не осталось очевидцев боев в Комсомольском. Молодые бойцы порой даже не верят, какими ожесточенными были бои за это чеченское село. О них напоминает памятник, установленный в расположении отряда «Росич». На нем - около 40 фамилий погибших спецназовцев.
 
Беседовал Александр ОЛЕНЕВ.
 
 
Было интересно? Скажите спасибо, нажав на кнопку "Поделиться" и расскажите друзьям:

Количество просмотров: 11450



Комментарии:

 

olenalex вс, 20/01/2013 - 10:53 писал: "Краповики" "РОССИЧА" с полковым священником...

Это - протоиерей Андрей Немыкин. (Настоятель Константино-Еленинского храма в Новочеркасске.)

Свою действительную службу он проходил во внутренних войсках. Поэтому уже более полутора десятилетий (со времён штурма и взятия села Комсомольское) он периодически выезжает на Кавказ, где ему в своё время кого-то крестить, а кого-то и отпевать доводилось. Там он встречается со своими старыми знакомыми и обзаводится новыми из числа служащих ВВ МВД РФ. 

 

Отправить комментарий


Войти в словарь


Вход на сайт

Случайное фото

Начать худеть

7 уроков стройности
от Людмилы Симиненко

Получите бесплатный курс на свой e-mail