Красный петух клюёт дома на Театральном спуске
Местные жители уверены, что поджигатели стремятся вынудить людей дешево продать свои земельные участки
Во вторник, 8 августа 2017 года, большой пожар полностью уничтожил три жилых дома на участке ростовчан Багдасарян в переулке Марти, 25 (Пролетарский район). Как выяснилось, это бедствие стало лишь одним из целой цепочки пожаров, буквально обрушившихся на местных жителей в этом году. Ростовчане уверены, что их дома умышленно поджигают специально нанятые люди, чтобы освободить эти участки земли _ одни из самых дорогих в нашем городе.
Этот поселок, начинающийся сразу за стелой на Театральной площади, много раз менял свое название. В начале XVIII века это был поселок Полуденка, и его населяли жители Азова, бежавшие к Богатому источнику после того, как Петру I пришлось отдать крепость туркам. В прошлом веке за этим поселком прочно закрепилось неблагозвучное название Говнярка, поскольку здесь располагалось спецавтохозяйство, где ассенизаторы обслуживали и хранили свои вонючие бочки. Ассенизаторов здесь уже нет, остался только комбинат благоустройства Пролетарского района. А местные жители сегодня предпочитают для своего поселка, занимающего территорию между Нижегородской лицей и Грибоедовским переулком, красивое название - Театральный спуск.
Золотая Ника нависает над бывшей Говняркой. Но не всем она сулит победу...
Совсем как два, и даже три столетия назад, Полуденка поделена на маленькие участки, каждый не больше четырех соток. Вся земля здесь плотно застроена жилыми домами, хозяйственными сарайчиками. Плотность населения здесь очень велика.
Несмотря на то, что это очень привлекательный участок с точки зрения инвестора (самый центр города, рядом Дон), поселок все никак не могли расселить, чтобы начать здесь новое современное строительство. В 2004 сюда зашла крупная компания, разработавший проект строительства крупного торгово-развлекательного центра. Она принялась выкупать участки, но проект ТРЦ не прошел государственную экспертизу по той причине, что над этой территорией проходит воздушная глиссада самолетов, заходящих на посадку в Ростовский аэропорт. Строить места массового скопления людей на таких участках запрещено. Проект пришлось временно отложить.
Но, как известно, в этом году вступает в эксплуатацию новая воздушная гавань «Платов», а старый аэропорт «Ростов-на-Дону» закрывается. Следовательно, отпадают ограничения, связанные с полетами самолетов. Еще один фактор - скорая реконструкция донской набережной, которая протянется рядом с поселком. Понятно, что земля здесь круто взлетела в цене. Для жителей Театрального спуска начались не менее крутые перемены.
- К нам зачастили непонятные люди, которые предлагают выкупить наши участки. Платят только за землю, строения их не интересуют. Может быть, многие и согласились бы продать, но нам предлагают смешные деньги: примерно 600 тысяч рублей за сотку. За вырученные деньги невозможно в Ростове купить равноценное жилье! - говорит жительница поселка В.Г. Лившиц.
По словам Валентины Георгиевны, однажды такие покупатели обронили фразу: «Вас дешевле будет сжечь, чем выкупить». И в поселке один за другим началась череда пожаров. Все местные жители говорят, что причиной всех возгораний были умышленные поджоги.
Сгоревший дом на Чувашском, 50
- На моем участке в соседних домах жили мои сестры. Им предложили перейти жить в переселенческий фонд в «Доме актера» на улице Максима Горького, а я не согласился, остался здесь жить. Ночью загорелись сразу два пустующих дома сестер. Я вовремя почувствовал дым и успел выскочить. Можно сказать - повезло! А дома сгорели практически полностью, - рассказывает Игорь Шайкин (переулок Чувашский, 50).
- А у меня подожгли забор возле дома, - говорит Юрий Петрович Арабенко (Чувашский 42). - Жилье удалось отстоять, но забор сгорел полностью, и даже электрические провода, подходившие к дому.
- В нашем поселке сложилась непонятная ситуация, _ говорит Нина Дмитриевна Решетник. - Процентов на семьдесят от отселен, но людей отселяли непонятно по каким критериям, в шахматном порядке. В поселке осталось примерно полсотни жилых домов, но, как видно, кто-то решил, что их дешевле сжечь, чем выкупать у владельцев.
Но самый большой пожар за последнее время произошел в переулке Марти, 25, где проживает большое семейство Багдасарян.
Пройти сюда непросто. Узенькая тропиночка тянется под длинной стеной Пролетарского комбината благоустройства. Несмотря на непосредственное соседство организации, занимающейся уборкой, эта территория представляет собой настоящую свалку. Пакеты с мусором, пищевые отходы, строительный хлам - все это громоздится на заброшенных участках, источая на летнем зное зловоние. Над ними роятся тысячи мух. Пустующие дома щерятся осколками выбитых стекол. Здесь можно снимать фильмы ужасов без всяких декораций!
Просто не верится, что это самый центр современного мегаполиса, который меньше чем через год должен принимать чемпионат мира по футболу. Кстати, отсюда можно увидеть и новый стадион, который расположен на противоположном берегу Дона. Поневоле становится страшно за иностранного туриста, который, не дай Боже, может сюда попасть!
Погорелица Рузанна
Рузанна Багдасарян встречает нас возле калитки своего участка. Багдасаряны здесь живут уже 20 лет. На четырех сотках обитают фактически пять семей: четыре сестры со своими мужьями, а также престарелая мать. Рузанна до сих пор переживает за маму, которая едва не погибла на пожаре:
- Она не может самостоятельно передвигаться, и поэтому ей оставалось только кричать и звать на помощь, когда загорелся дом. Все члены нашей семьи была на работе, и я очень благодарна соседям, которые вовремя прибежали, и вынесли маму на одеяле - а ведь она весит больше 150 килограммов!
В домовладении до сих пор пахнет гарью. На веревках сушатся вещи, залитые водой во время пожаротушения. Поджав хвост, на цепи сидит сторожевой пес: ему повезло, он тоже уцелел, не сгорел заживо.
На участке Багдасарян огонь полностью уничтожил три строения, повредил еще два. Сейчас все взрослые (а их 15 человек) спят как придется, в уцелевшем доме. Детей отправили к родственникам в деревню.
В это трудно поверить, но здесь стоял жилой дом. Он сгорел дотла...
Рузанна Багдасарян тоже стопроцентно уверена, что причиной возгорания стал поджог. Уж очень быстро занялся пожар, причем горело сразу с нескольких сторон. За все двадцать лет, что она здесь живет, подобного инцидента ни разу не было.
- К нам тоже приходили на днях, предложили миллион восемьсот тысяч за весь участок. Но какую недвижимость наша большая семья может приобрести за эти деньги. Мы отказались, и сразу получили «красного петуха» под крышу. Не думаю, что поджигателей найдут. А вот мы отсюда не уйдем. Будем потихонечку восстанавливать жилье. Нам деваться некуда! - говорит Рузанна.
А старейшая жительница поселка Татьяна Митрофановна Евдокимова высказала общую точку зрения на последние события:
- Мы оказались не нужными нашим властям. Бизнесменам нужна эта земля, они ее заберут, даже если придется сжечь людей с их домами. А мы не знаем, у кого искать защиты!
Александр ОЛЕНЕВ.
Публикация - газета "Вечерний Ростов", 15 августа 2017 года.
Количество просмотров: 5973
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии
пн, 21/08/2017 - 20:04
Не связаны ли эти события со страшным пожаром 21 августа с.г. ?
пн, 21/08/2017 - 20:22
Это продолжение темы.
Отправить комментарий
Войти в словарь