Монастырь vs. музей (трагикомедия в трех актах в станице Старочеркасской)

А А А
 
Горячей темой 2015 года в Ростове-на-Дону стала готовящаяся передача Ефремовского подворья Старочеркасского историко-архитектурного музея-заповедника в ведение Ростовской-на-Дону епархии. Активисты регионального общества охраны памятников в очередной раз оспорили правомерность передачи государственной собственности в ведение церкви.
 
ПРОЛОГ: ПОДПИСЬ МИНИСТРА
 
Напомним историю вопроса. В начале октября в прессу попало распоряжение правительства Ростовской области от 28 сентября 2015 года, подписанное тогдашним министром имущественных и земельных отделений Ю.С. Молодченко, в котором говорится о подготовке к передаче четырех нежилых зданий (исторические сооружения), расположенных в станице Старочеркасской, на улица Советская, 24, находящихся в государственной собственности Ростовской области, религиозной организации «Ростовская-на-Дону Епархия Русской Православной Церкви (Московский патриархат)».
 
Эти здания были построены во второй половине XVIII века первым наказным войсковым атаманом Данилой Ефремовым и его сыном Степаном. Здесь жила семья Ефремовых, а в Атаманском дворце вершились дела по управлению Всевеликим войском Донским. На подворье также была выстроена домовая церковь Ефремовых, отличавшаяся роскошным убранством.
 
В 1837 году (после того, как казачья столица по распоряжению атамана Матвея Платова была перенесена в Новочеркасск) на Ефремовском подворье расположился женский монастырь для казачек, чьи мужья погибли на войне.
 
Гражданская война, политика расказачивания, а затем и «безбожные пятилетки», практиковавшиеся в годы советской власти, опустошили станицу Старочеркасскую и Ефремовское подворье. Часть ценностей была вывезена за границу эмигрировавшими казаками, другая часть национализирована (вместе с недвижимостью) и тоже сгинула без вести. Сохранившиеся предметы казачьего быта вошли в экспозицию Старочеркасского историко-архитектурного музея-заповедника, который был учрежден постановлением правительства СССР благодаря инициативе писателя Михаила Шолохова.
 
В июне 1970 года М.А. Шолохов направил письмо на имя генерального секретаря ЦК КПСС Л.И. Брежнева, напоминая, что близится 400-летие со дня официального узаконения царем Иваном Грозным донского казачества. В этой связи Шолохов предлагал создать Старочеркасский историко-архитектурный ансамбль. «Умалчивать о 400-летней истории казачества едва ли целесообразно потому, что это может вызвать нежелательную реакцию у нас внутри страны и на Западе» - приписал дальновидный Шолохов. И «добро» на создание казачьего музея в станице Старочеркасской было получено.
 
Старочеркасский музей быстро превратился в одну из главных достопримечательностей Дона, которую ежегодно посещало до 200 тысяч туристов, в том числе зарубежных. Здесь действительно каждый камень дышит историей. В «Черкасском городке» родился Степан Разин, здесь же, в 1667 году, и началось его восстание. Здесь несколько бывал и Емельян Пугачев. В крепком двухэтажном доме-крепости посредине станицы в 1708 году был предательски убит предводитель крестьянского восстания Кондратий Булавин. Надо ли говорить, что Ефремовское подворье стало центральной частью музея, где разместились его экспозиции, где проводились различные мероприятия.
 
Еще совсем недавно этот музей, его территория, все здания и экспонаты являлись федеральной собственностью. Однако 1 ноября 2012 года вышло распоряжение правительства Российской Федерации № 2040-р, разграничивающее комплекс сооружений музея. Он перешел в собственность субъекта Федерации, находясь в оперативном подчинении министерства культуры Ростовской области.
Теперь же все может измениться кардинальным образом...
 
АКТ ПЕРВЫЙ: ИЗГНАНИЕ МУЗЕЙЩИКОВ
 
В марте 1994 года в органах юстиции был зарегистрирован Свято-Донской Старочеркасский мужской монастырь. Ему были переданы Старочеркасским историко-архитектурным музеем-заповедником три разрушенных объекта бывшей монастырской собственности: Церковь во имя Донской иконы Божией Матери, сохранившийся фундамент бывшей ризницы и до основания разрушенный больничный корпус, где ранее располагались богадельня и трапезная.
 
Десять первых насельников начали большую работу по восстановлению храма, расчистке и благоустройству прилегающей территории. Были приведены в порядок могилы фамильного кладбища рода Ефремовых, в Донском храме установлен шестиярусный иконостас, на колокольне появились колокола.
 
Однако очень скоро благое дело стало входить в противоречие с работой музея. Многочисленные любопытные посетители, не знакомые с церковными канонами, шумные фольклорные праздники на подворье отвлекали братию от молитвы. Совместное существование монастыря и музея на одном подворье стало оборачиваться конфликтами.
 
В октябре 2011 года Ростовская епархия направила письмо в областное министерство культуры, в котором была заявлена претензия на здания Аксайского военно-исторического и Старочеркасского историко-архитектурного музеев - на основании федерального закона от 30.11.2010 № 327-ФЗ "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности". Это «Почтовая станция» в Аксае и Ефремовское подворье в станице Старочеркасской. Против таких планов сразу возразила общественность Ростова-на-Дону.
 
- Мы до этого потеряли уже три объекта в станице Старочеркасской, - заявил председатель Ростовского регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Александр Кожин. - В конце 2008 года музейщики ушли из Воскресенского войскового собора, в 2010 году епархия получила никогда не принадлежавший церкви дом торговых казаков Жученковых (бывших старообрядцами), который монастырь стал использовать под общежитие, а в январе 2011 года состоялась передача Преображенской ратницкой церкви, чья реконструкция обошлась областному бюджету в 26 миллионов рублей.
 
А.О. Кожин пресс-конференция об Ефремовском подворье
Александр Кожин на пресс-конференции в ростовском Домжуре
 
Александр Кожин предоставил сведения о том, что в архивах Ростовской области отсутствуют документы, подтверждающие юридический факт передачи семьей Ефремовых зданий и земли в церковную собственность. Следовательно, ссылка на федеральный закон от 30.11.2010 № 327-ФЗ в данном случае неуместна, а готовящаяся передача незаконна. Эту позицию поддержали жители станицы Старочеркасской. Уроженец станицы Александр Прошкин собрал под коллективным письмом губернатору В.Ю. Голубеву и президенту России В.В. Путину более 200 подписей родовых казаков, которые высказываются за сохранение в Старочеркасской музея.
 
В середине октября 2015 года Александр Кожин провел большую пресс-конференцию с привлечением историков и юристов, где прямо заявил о том, что правительство Ростовской области слишком легко отдает церкви государственное, причем далеко не всегда церковь находит достойное применение обретенной недвижимости. «Домик Врангелей» в переулке Газетном, здание театра музкомедии на улице Серафимовича были безвозмездно переданы городом в ведение Ростовской епархии, после чего пришли в полное запустение. А церковь, тем временем, предъявляет свои претензии на новые объекты. В частности - на здание Ростовского театра кукол, куда на представления приходят дети...
 
АКТ ВТОРОЙ: ЧТО СКАЗАЛА АВДОТЬЯ?
 
Резкое выступление руководителя общества охраны памятников не осталось незамеченным. Буквально через несколько дней глава Донской митрополии Меркурий заявил, что располагает вескими доказательствами того, что до революции Ефремовское подворье находилось в церковной собственности. На вопрос: как быть с музеем, владыка ответил буквально следующее: в станице Старочеркасской должен быть один хозяин.
 
В начале ноября большую пресс-конференцию на эту тему провел секретарь главы Донской митрополии Игорь Петровский. Журналистам раздали материалы, из которых явствовало, что Ростовская епархия претендует не на четыре строения (как в распоряжении подписанном Ю.С. Молодченко), а на все Ефремовское подворье (это двенадцать объектов): монастырские кельи, Атаманский дворец (дом игумении), дом Степана Ефремова, монастырскую гостиница (где сейчас находятся кабинеты сотрудников музея-заповедника и научная библиотека). Все это, по мнению церковников, должно войти в состав Старочеркасского мужского монастыря.
И.П. Петровский пресс-конференция об Ефремовском подворье
Секретарь митрополита Игорь Петровский на ответной пресс-конфереции в ИА "Дон-Медиа"
 
Архивные справки с упоминанием женского монастыря в станице Старочеркасской Ростовская епархия нашла не донских архивах, а в Российском государственном историческом архиве в Санкт-Петербурге, где хранятся документы Святейшего Правительственного Синода.
 
В деле помещено донесение архиепископа Новочеркасского и Георгиевского Афанасия от 31 октября 1834 года по ходатайству полковницы Авдотьи, Ульяны и Николая Ефремовых об учреждении женского монастыря, для устройства которого они жертвуют двухэтажный дом и находящуюся при доме «каменную фасадную церковь во имя Донской иконы Божией Матери с таковою же колокольнею».
 
Кроме этого документа, И.П. Петровский предоставил еще три архивных выписки из фонда Хозяйственного управления при Святейшем Синоде, от 12 июля 1910 года, со страховыми оценками зданий, принадлежащих Старочеркасскому Ефремовскому женскому монастырю, которые также косвенно подтверждают собственника земли и строений.
 
АКТ ТРЕТИЙ: РАЗМЕРЫ НЕ СОВПАДАЮТ!
 
Казалось бы, общественники, которые ратуют против церковной реституции, должны были быть повержены столь вескими доказательствами. Однако на деле все оказалось не так просто. Как раз о доказательствах, представленных И.П. Петровским, и шла речь на повторной пресс-конференции, которую проводил председатель регионального отделении ВООПИиК Александр Кожин. Примечательно, что это мероприятие проходило в том же самом зале, где и предыдущая пресс-конференция, а Кожин сидел в том же самом кресле, где находился его оппонент.
А.О. Кожин пресс-конференция об Ефремовском подворье
Вторая пресс-конференция А.О. Кожина в ИА "Дон-Медиа"
 
Как заявил Александр Кожин, страховые выписки из фонда Хозяйственного управления при Святейшем Синоде от 1910 года были внимательно изучены. Страховщики в своих документах приводили точные размеры зданий, принадлежащих женскому монастырю. Теперь аршины и сажени были переведены в метрическую систему, и полученные результаты наложены на план-схему Ефремовского подворья. Ни одно из строений не подошло под обозначенные параметры.
 
В частности, представители Донской митрополии утверждают, что Атаманский дворец на подворье являлся домом игуменьи женского монастыря. В дореволюционных страховых документах как раз и говорится о доме игуменьи. Это строение квадратной формы 12 на 17 метров, с высотою стен шесть метров. Но эти параметры совершенно не подходят для Атаманского дворца, который представляет собой параллелепипед с протяженностью длинной стены почти 40 метров (51 аршин)!
 
Как заявила заместитель директора Старочеркасского музея-заповедника по научной работе И.А. Чеботурова, музейщики провели свои изыскания в архивах Санкт-Петербурга и Москвы, и нашли упоминание о том, что в 1871 году, через 21 год после смерти Авдотьи Ефремовой, пожелавшей учредить монастырь на подворье, в Атаманском дворце постоянно проживали члены семьи Ефремовых, а также их домочадцы.
 
Кроме того, Ирина Анатольевна Чеботурова категорически заявила о том, что нигде в архивах не найдены правоустанавливающие документы о передаче Ефремовыми своего имущества церкви. То есть, возможно, что учреждение монастыря носило благотворительный характер: Ефремовы разрешали жить на своем подворье монашкам (а это были овдовевшие казачки), в то же время не отказываясь от своего имущества.
 
На пресс-конференции также было отмечено, что за последние два-три года церкви было передано порядка 3600 квадратных метров музейной территории в станице Старочеркасской. Это войсковой собор и еще три церкви, два келейных корпуса, богадельня, два дома, где жили музейные работники, а также дом торговых казаков Жученковых (которые были старообрядцами, и это строение уже точно никогда не принадлежало церкви). Однако наступление монастыря на музей продолжается, под вопросом само его существование.
 
ЭПИЛОГ: ДА БУДЕТ СУД!
 
Как подчеркнул А.О. Кожин, подводя итоги пресс-конференции, позиция общественности при защите государственной собственности совсем не учитывается государственными служащими, которые вроде должны блюсти его интересы. Остается только судебное разбирательство.
 
Сейчас общественники решают, кто именно подаст исковое заявление в защиту музея. Это может быть ВООПИиК, или жители станицы Старочеркасской, или музейные работники, которым по большому счету уже совершенно нечего терять. Наверняка противостояние музея и монастыря найдет продолжение в 2016 году.
 
 
Было интересно? Скажите спасибо, нажав на кнопку "Поделиться" и расскажите друзьям:

Количество просмотров: 3127



Вход на сайт

Случайное фото

Начать худеть

7 уроков стройности
от Людмилы Симиненко

Получите бесплатный курс на свой e-mail