Найденные на чердаке вещи Сергея Королькова переданы «народному музею» на хуторе Шмат
А
А
А
- В офисе Ростовского регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры состоялась передача в дар музею личных вещей знаменитого ростовского скульптора (автора горельефов на здании драмтеатра) Сергея Королькова.
-
- В далеком январе 1975 года молодой ростовчанин Арсен Баяндуров обследовал чердак старого дома на улице Филимоновской, который предназначался к сносу. В темном углу он приметил покрытую пылью походную сумку - несессер. Судя по весу, в ней хранились тяжелые вещи. Не без труда отомкнув заржавевший язычок-застежку, Арсен увидел, что несессер забит доверху какими-то предметами.
- Один за другим извлекались на свет настоящие раритеты. Керосиновая лампа, украшенная узорами тонкой работы, бронзовое литое основание какой-то скульптурной композиции (сама скульптура не сохранилась), гипсовая маска человеческого лица (возможно, снятая с покойника), а также небольшой пейзаж, написанный масляными красками на небольшом холсте (без рамки).
-
-
- Поскольку Арсен Баяндуров увлекался краеведением, он отнес найденные предметы специалисту - искусствоведу В.В. Рязанову. И Валерий Васильевич согласился с мнением Баяндурова, что, вполне возможно, эти вещи могли принадлежать знаменитому ростовскому скульптору Сергею Григорьевичу Королькову.
- Об этом косвенно свидетельствует сочетание обстоятельств. В 30-е годы Корольков жил в этом доме. Именно тогда он работал над знаменитыми горельефами, которые украсили здания драмтеатра имени М. Горького и гостиницы «Ростов». Именно тогда Корольков иллюстрировал шолоховский роман «Тихий Дон».
- Старинные вещи явно принадлежали человеку с художественным вкусом. А на бронзовом основании скульптурной композиции (из тех, что служили украшением камина или рабочего стола) стоит клеймо известного скульптора Е.Е. Лансере. Эти предметы были сложены в фибровый несессер, предназначенный для путешествий. Он тоже мог принадлежать Королькову, который много времени проводил на строительстве знаковых для Ростова зданий.
- Как известно, Сергей Корольков в 1942 году остался в Ростове, который заняли немецко-фашистские войска, и сотрудничал с оккупантами. По неподтвержденным данным, он собственноручно написал портрет Адольфа Гитлера, и передал его немецкому командованию. Причиной, толкнувшей его на коллаборационизм, стала ненависть к советской власти. Корольков не раз говорил, что никогда не простит большевикам смерть своего брата, убитого в ходе Гражданской войны.
- Поэтому, в феврале 1943 года Корольков со своей семьей ушел с отступавшими немцами, а после окончания войны переехал в США, где прожил до своей смерти. Он возглавлял Ассоциацию американских скульпторов США, и создал широко известные в этой стране памятники Франклину Рузвельту и Аврааму Линкольну. Так что в годы советской власти Сергей Корольков вполне обоснованно считался предателем и антисоветчиком. Его имя избегали упоминать в книгах по искусствоведению, а судьба была известна узкому кругу специалистов.
- Тем не менее, в Ростове Сергея Королькова помнили многие. Поэтому находка в доме на Филимоновской, 94, была чрезвычайно любопытной. Неужели именно эти вещи забыл скульптор, собираясь в спешке уезжать из Ростова, пока в него не вошли советские войска?.. И хотя прямых указаний на хозяина вещей в найденном несессере не было, молодой краевед Арсен Баяндуров своей рукой подписал извлеченный из чемоданчика живописный холст: «С чердака дома Королькова, янв. 75».
-
- Тогда же, в 1975 году, В.В. Рязанов (по просьбе А.Г. Баяндурова) передал эти вещи в фонды Ростовского областного музея изобразительных искусств. Однако они оказались не востребованными по музейному профилю. Официально в фонды их не включили, вещи остались здесь на хранении на десятилетия.
- - В апреле этого года меня попросили забрать данные предметы, и я принял решение передать их Ростовскому региональному отделению Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, - говорит Валерий Васильевич Рязанов.
- В свою очередь, председатель регионального отделения ВООПИиК А.О. Кожин счел наиболее оптимальным отдать вещи в «народный музей» в хуторе Шмат Азовского района, где проживал С.Г. Корольков. И откуда он зимой по замерзшему Дону пошел в Ростов, чтобы поступить в художественное училище. По пути Сережа провалился под лед, и лишь чудом выбрался.
- Сохранился дом казака С.К. Посиделова, где прошли юношеские годы скульптора. И нынешний хранитель музея Николай Семенович Посиделов гордится своим близким родством с выдающимся ростовчанином.
-
На фото: председатель регионального отделения ВООПИиК А.О. Кожин передает вещи, возможно принадлежавшие Сергею Королькову, в дар хранителю «народного музея» на хуторе Шмат Н.С. Посиделову.
- Н.С. Посиделов с благодарностью принял новые экспонаты в «народный музей». Он создан и существует исключительно благодаря инициативе самого Николая Семеновича. Официально в Ростовской области нет «дома-музея С.Г. Королькова». Тем не менее, в хутор Шмат приезжают гости специально для того, чтобы посмотреть этот дом и и ознакомиться с экспозицией, собранной Н.С. Посиделовым. Теперь она пополнилась еще несколькими интересными предметами.
- Александр ОЛЕНЕВ (текст, фото).
- Публикация - газета "Вечерний Ростов".
Количество просмотров: 3296
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии