На карте Азовского района могло появиться село Сталино (Стефанидинодар)
Село Стефанидинодар, протянувшееся вдоль обрывистого берега Таганрогского залива на территории Азовского района, является одним из немногих отечественных населенных пунктов, сохранивших в советские годы свое «помещичье» название. Впрочем, после смерти Иосифа Сталина волна массовых переименований могла не обойти стороной и это самобытное село, которое вопреки всему оставило за собой право на исконное название. Не исключено, что этому способствовала красивая легенда, согласно которой помещица даровала своим крепостным свободу, что и нашло прямое отражение в названии села...
Легенда, не ставшая былью
Свое современное название Стефанидинодар получил в начале 30-х годов XIX века от имени первой владелицы Стефаниды Васильевны Похвисневой.
Она приобрела здешнюю пустошь в урочище Круглое Крестище у крупных землевладельцев Приазовья – капитана 2-го ранга Федора Павловича Сарандинаки и его сыновей Павла и Маргарита. Сделка купли-продажи была совершена сторонами 21 июля 1828 года в Курской палате гражданского суда.
Впоследствии помещица переселила сюда для освоения земли 100 крестьян мужского пола из слободки Похвисневка – родового имения, расположенного в Обоянском уезде Курской губернии.
Первоначальное название села – Двадцатихат – скорее всего, указывало на число семейств поселенцев «первой волны», отправленных сюда Стефанидой. Рядом с этим поселением было образовано еще одно – деревня Лизетина или Семихат. Судя по картографическим материалам, данные поселения возникли на месте рыбацких хуторов при рыбоспетных заводах.
К тем временам восходит и еще одно название – Олефировка (в народе – Лефировка). Известно, что до основания Стефанидинодара на его месте существовал хутор, основанный неким мужчиной по фамилии Олефир. Вероятнее всего он был главой рыболовецких ватаг, занимавшихся промыслом и поставкой продукции на рынок Екатеринославской губернии.
Как бы то ни было, но более поздняя история села тесно переплетается с народным поверьем, согласно которому помещица Стефанида даровала вольную своим крепостным крестьянам и наделила их землей. Однако эта версия оказалась не более, чем красивой легендой. Ни наделов земли, ни дачи вольной крестьяне от Стефаниды Васильевны не получали.
Об этом свидетельствует духовное завещание помещицы, в котором сказано следующее: «Благоприобретенную мною землю… в Екатеринославской губернии в Ростовском уезде, лежащую на берегу устья моря, называемое Урочище Круглое Крестище всю без остатка … и поселенных мною на той земле в деревнях Стефанидином Даре и Лизетина… со всеми тех крестьян семействами как то: женами и детьми их, крестьянскими строениями и имуществом, равно со всеми моими господскими строениями, хозяйственными и охотничьими заведениями, какие только при моих деревнях оказаться могут … предоставляю все без изъятия … племяннице родной Елизавете Антоновне по отцу Елиашевичевой, а по мужу генерал-майорше Гостомиловой и наследникам ея».
К слову, именно в честь племянницы и воспитанницы Стефаниды, одна из двух деревень поместья ранее получила название Лизетина, а само имение называли Гостомиловкой.
Елизавета Антоновна стала владелицей поместья в августе 1833 года, осуществляя контроль за своей Приазовской вотчиной через губернского секретаря Василия Ивановича Кишинского.
Впоследствии деревни Стефанидин Дар и Лизетина перешли во владение к дочери помещицы – жене надворного советника Марьи Александровны Питра. Сей факт зафиксирован рядной записью № 47, сделанной 2 марта 1860 года в Харьковской палате гражданского суда. Управлял имением новой владелицы некий Карл Генке, а сама она проживала в Харькове.
В 1872 году во владении Марьи Александровны Питра находились 3 077 десятины земли, стоимость которой оценивалась в 123 080 рублей. При этом крестьянам деревни Стефанидин Дар принадлежало 214 десятин земли общей стоимостью 8 560 рублей.
После смерти Марьи Питра поместье перешло к ее наследникам. Согласно раздельному акту от 10 августа 1894 года, 200 десятин удобной земли и 5 десятин 1050 квадратных сажень неудобной земли из надела в урочище Круглое Крестище достались ее дочери – Марии Альбертовне Коваленской, которая постоянно проживала в этом краю.
Наталье Альбертовне и Елене Альбертовне Питра перешли по 203 десятины 700 квадратных сажень пахотной и сенокосной земли. А оставшиеся 2 338 десятины 1 250 квадратных сажень земли при деревне Стефанидин Дар и хуторе Лизетино со всеми находящимися на ней постройками и садом получили в общее владение жители Харькова Альберт Самойлович, Евгений Альбертович и Константин Альбертович Питра.
В 1915 году в селе насчитывалось 274 двора, в которых проживали 2 113 человек. Здесь имелись своя школа, сельское правление, церковь Рождества Богородицы и три ветряные мельницы. НУ а местные жители традиционно занимались хлебопашеством и рыболовством.
Именем вождя
Своего исконного названия село едва не лишилось уже в советские годы. Инициаторами переименования стали местные жители, предложившие после смерти Иосифа Сталина назвать село в честь вождя.
Такое решение было принято 16 мая 1953 года на заседании 2-й сессии 4-го созыва депутатов трудящихся Стефанидин-Дарского сельского совета. На повестку дня был вынесен вопрос «О переименовании села Стефанидино-Дара». В сессии участвовало 13 депутатов сельсовета и 11 приглашенных. Председатель сельсовета Алексей Никитич Котенко представил собравшимся следующую информацию: «По желанию трудящихся жители села Стефанидино-Дар обратились с просьбой, чтобы переименовать его в село Сталино ввиду того, что село Стефанидино-Дар было при помещичьем строе подаренное бариной Стефанидой…».
Заслушав информацию, сельсовет постановил: «Удовлетворить желание и просьбу трудящихся села Стефанидино-Дара о переименовании села в Сталино».
Документальных свидетельств о том, на каком уровне и с какой формулировкой было отказано в удовлетворении данной просьбы, отыскать не удалось. Однако, как считают местные старожилы, не исключено, что этому способствовала красивая легенда, согласно которой помещица даровала своим крепостным свободу.
Остается надеяться, что у нынешних лакировщиков истории никогда не возникнет желание переименовать Стефанидинодар, скажем, в более благозвучную Гостомиловку, исходя из бытующего среди местных жителей поверья о происхождении данного исторического названия от сочетания слов «гостям мила».
Владимир Назаренко
Первые переселенцы
Первыми переселенцами, обустраивавшими деревню Стефанидинъ Даръ, были крестьянские семейства Бабичева Якова Васильевича (13 чел.); Андрея Яковлевича (6 чел.); Бутова Федора Ивановича (1 чел.); Гавриленко Антона Игнатовича (9 чел.) и Моисея Климовича (11 чел.); Доля Василия Васильевича(9 чел.) и Якима Васильевича (8 чел.); Клинчукова Ивана Тимофеевича (12 чел.); Кононенко Андрея Ивановича (5 чел.), Прокофия Ивановича (12 чел.), Михайлы Прокофьевича (11 чел.) и Ивана Прокофиевича (6 чел.); Панчеха Петра Андреевича (7 чел.); Соченко Якима Ефимовича (14 чел.); Шеплякова Бориса Ефремовича (6 чел.); Шеповалова Павла Гавриловича (15 чел.), Якова Самсоновича (8 чел.) и Ивана Самсоновича (18 чел.); Шокурова Егора Васильевича (14 чел.), а также дворовые семейства Антона Яковлевича Кременецкого (3 чел.).
Первыми переселенцами деревни Лизетина стали крестьянские семейства Берлинского Филипа Яковлевича(14 чел.); Буцан Петра (13 чел.) и Ефима Гордеевичей (8 чел.); Котенко Ивана Васильевича (7 чел.), Лукьяна Кириловича (8 чел.), Михайло Ефимовича (5 чел.) и Павла Павловича (11 чел.), а также Четверикова Андрея Семеновича (4 чел.).
Из секретного донесения
Сегодня рассекречены данные о малоизвестных фактах летописи села, характеризующих его жителей. Вот выдержки из секретного донесения Ягоде, Евдокимову и Запорожцу: «В с. Стефанидин Дар 9 июня 1930 года толпа в 250 чел. потребовала созыва общегражданского собрания, разрешить вопросы раздела земли, выдачи муки. Со стороны толпы имелись намерения бить в набат. После предупреждения толпа разошлась, но к 5 часам вечера собралась вновь, продолжая настаивать на открытии собрания. При переговорах местных работников с толпой один из партийцев избит.
10 июня было созвано незаконное собрание, в президиум избраны руководители массового выступления, ездившие делегатами в Москву.В отношении раздела посева вынесено постановление: произвести раздел земли пайкам 15, 16, 17 июня, возвратить кулакам-лишенцам имущество, предварительно отобрав из колхозов, наделить землей кулаков-лишенцев на равных основаниях со всеми гражданами, даже арестованным и высланным, при разделе сенокосов побитое, потравленное оставить колхозу, избрать комиссию на предмет производства повальных обысков 11 июня у актива, работавшего по хлебозаготовкам, с целью отбора зернопродуктов. С
Среди участников собрания высказывались настроения разгромить колхозный амбар и избить местный актив. В связи с создавшимся положением настроение у колхозников подавленное, местные работники работы не ведут. Из Азова на место командированы партийные силы и райуполномоченный. Главный инициатор выехал в Москву».
ФОТОПРОГУЛКА ПО СТЕФАНИДИНОДАРУ С АЛЕКСАНДРОМ ШАПОВАЛОВЫМ
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11. От берега до берега (30 км).
12. "Нищеброды" Стефанидинодара.
13. Фото мельницы. На снимке сын ее хозяина Лубенец Алексей Иванович.
14. Экскурсия старожила Василия Евдокимовича Гузенко.
Количество просмотров: 6867
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии