Памяти друга (Ефим Хает)
А
А
А
Ростовское отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) объединяет вокруг себя настоящих энтузиастов, любящих свой город. Всех этих людей сплотил Председатель ВООПИиК Александр Олегович Кожин. У Александра Олеговича был верный друг и соратник – Ефим Аронович Хает. С этим человеком я был знаком много лет. Можно сказать, что Ефим Аронович был душой ВООПИиК. Это правда. Почти все значимые мероприятия этого общества проходили с его участием. Недавно Ефим Аронович трагически погиб. 19 ноября 2017 года на улице Красноармейской его насмерть сбила машина.
Родственника Хаета живут в Израиле, Германии. Недавно его дочка Алиса Хает написала в Фейсбуке:
«Дорогие друзья, родственники, близкие, и все, кто знал моего папу, Ефима Ароновича Хаета.
В России уже, кажется, не принято печатать некрологи в газете, а мой папа заслужил эту последнюю запись о себе. Для меня папа навсегда останется таким, каким я его знала: любящим и преданным отцом, человеком талантливым, наделенным невероятной памятью, знающим массу фактов, за каждым из которых мне и большинству моих знакомых пришлось бы лезть в Википедию, много работающим и окруженным огромным количеством друзей и знакомых. Alica Khaet ».
Я понимаю и разделяю горе дочери Ефима Ароновича. Но хотел бы все-таки ее поправить. В России по-прежнему пишут некрологи в газетах. И Ефим Аронович, несомненно, заслуживает такого некролога. Он оставил после себя добрую память. Хает был человеком энциклопедических знаний. Мне казалось, что он готов ответить на любой вопрос. От устройства Вселенной и смысла жизни до проблем мировой революции - у Хаета был на все свой взгляд. Он отлично знал историю, особенно историю Ростова-на-Дону. Мог часами рассказывать о еврейской культуре и истории Израиля.
Армейскую службу Ефим проходил в войсках ПВО в Закавказье
Ефим Аронович закончил Новочеркасский политехнический институт, и многие годы проработал ведущим инженером в институте «Атомкотломаш». Большим его увлечением стала археология: не будучи профессиональным историком, Хает стремился выезжать туда, где работали научные экспедиции. Брал лопату в руки, извлекал из земли керамические черепки, а вечерами вместе со всеми пел песни у костра. Студенты уважительно называли его «Папуля» - под этим прозвищем Ефима Ароновича знало несколько поколений археологов.
У Ефима Ароновича был "золотые руки": он мог сделать или починить что угодно!
Ефим Аронович обладал отличным чувством юмора. Он знал массу анекдотов, мог часами травить байки из жизни одесских евреев.
Мы нередко собирались в офисе у председателя Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Александра Олеговича Кожина. На стол всегда накрывал Ефим Аронович. Кстати, он всегда заставлял, чтобы я к нему обращался на «ты». Не любил, когда я его называл по имени-отчеству. Мне же было неловко называть его Фимой. Ведь он был намного меня старше.
Помню, как-то я рассказывал в компании у Кожина о своей поездке в Армению, делился своими впечатлениями об этой замечательной стране. А в конце своего повествования добавил, что в Ереване меня многие принимали за русского. Некоторые ереванцы меня даже называли русским армянином. Когда я закончил свой рассказ, Ефим Аронович с характерным таким одесским акцентом добавил:
-Жорочка, а мы-таки с тобой и есть самые настоящие русские люди.
Сказать, что вся наша компания после этих слов громко смеялась – это не сказать ничего. Минут пять у всех наших товарищей была настоящая истерика. Когда все успокоились, Ефим Аронович произнес:
-Что смеётесь, дураки? Мы с Жорой носители русской культуры. Евреев из России в Израиле считают русскими. Вот и Жору в Армении считают русским. Потому что мы все носители одной культуры.
Сейчас я нередко думаю над тем, насколько был прав Ефим Аронович. Мы ведь действительно все люди русского мира. И этот мир прекрасен тем, что он разнообразен и многонационален.
Я помню, как живо реагировал Ефим Аронович на все мои публикации в газете «Вечерний Ростов» о еврейской культуре на Дону, о еврейских погромах. Он каждый раз звонил мне и благодарил за доброе отношение к его народу, к нашей общей истории, к Ростову-на-Дону и к Нахичевани.
Ефим Аронович был настоящим патриотом Донского края, человеком с большой буквы.
Для Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПиК) гибель Хаета – невосполнимая утрата.
Хочу еще раз обратиться к дочери Ефима Ароновича. Дорогая Алиса! В России пишут некрологи. А таких людей, как ваш папа, будут помнить долгие годы. Потому что он был Человеком и Патриотом.
Георгий БАГДЫКОВ.
Количество просмотров: 3400
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии