Прощай, Поэт! Памяти Владимира Ершова...

А А А

 

1 ноября 2018 года пришло печальное известие. Умер один из основателей легендарной поэтической группы «Заозерная школа», поэт, художник Владимир Ершов.

 

Поэт Владимир Ершов

 

В истории литературы и поэзии была известна «Озерная школа». Это условное наименование группы английских поэтов-романтиков конца XVIII − начала XIX веков. Названа школа в честь Озерного края. Это было место ее важнейших представителей. А поэты Геннадий Жуков, Владимир Ершов, Александр Брунько, Виталий Калашников, Игорь Бондаревский, Анвар Исмагилов со своими единомышленниками создали нашу отечественную «Заозерную школу».

 

«Заозерная школа поэзии» была основана в Ростове-на-Дону в самом начале восьмидесятых годов прошлого века. Это была группа талантливых и неформальных поэтов, которых официальная власть не признавала, но простые читатели очень любили.

 

Поэты «Заозерной школы» обосновались в Танаисе. Они превратили Танаис в своего рода Мекку для творческих людей − поэтов, художников, музыкантов. Конечно, за то, что им удалось это сделать, надо благодарить тогдашнего директора музея «Танаис» Валерия Федоровича Чеснока. Именно он помогал всем этим творческим неформалам. В советские годы к подобным «свободным художникам» отношение было отрицательным. Их часто обвиняли в тунеядстве и антисоветской пропаганде. Но директор музея «Танаис» Чеснок устраивал поэтов к себе на работу сторожами, электриками. Как мог, помогал советским неформальным поэтам и художникам. Кстати, поэты − основатели «Заозерной школы» − построили в Танаисе знаменитую «Башню поэтов».

 

Владимир Данилович Ершов среди всех членов поэтической группы «Заозерная школа» отличался особо, был личностью колоритной, загадочной и даже мистической.

 

По-моему, очень точно о Ершове написал в Фейсбуке художник Никодим Кущий: «Владимир всегда производил на меня впечатление человека особенного и загадочного, как и его невероятная мастерская. Нельзя было не восхититься его сильным волевым характером и в то же время тонким поэтическим восприятием мира. Изысканной изобретательностью и высоким мастерством. Человек, который не отставал от современной жизни и в то же время творил свою собственную реальность, вовлекая в нее окружающих. В том числе и меня».

 

Владимир Данилович Ершов родился 1 июля 1949 года. Работал монтажником на строительстве Кольской атомной электростанции, фрезеровщиком на заводе в Ростове-на-Дону, строителем в Москве, матросом на Дону и в Мурманске, художником в молодежной газете, художником-декоратором в ростовском ТЮЗе, сторожем, рабочим на археологических раскопках в Танаисе.

 

Владимир Данилович начал публиковаться с 1968 года. Печатался в газетах Мурманска, Архангельска, Ростова-на-Дону, а также в поэтических сборниках «Капля света», «Ростовское время», в журнале «Дон», альманахах «Ковчег», «Южная звезда» и других изданиях.

 

В 2008 году вышел в свет сборник стихов Ершова под названием «Соло на клаксоне». Публиковался он и на сайтах «Поэзия.Ру», «Ростовский словарь».

 

Как талантливый художник-керамист, Ершов являлся и участником ряда выставок на родине и за рубежом. Его работы хранятся в музеях России, Чехии, Японии, в частных коллекциях по всему миру.

 

Когда пришло печальное известие о смерти Ершова, то я подумал, что вместе с этим человеком уходит целая эпоха, эпоха советского поэтического андеграунда.

 

Совсем недавно на сайте «Ростовский словарь» я с удовольствием читал стихи Ершова. Хотел при встрече поблагодарить его за стихотворение о Нахичевани. Не довелось… Еще раз убедился: надо успевать при жизни говорить друг другу комплименты.

 

А вот и поэтические строки Владимира Ершова, которые мне понравились:

 

Куда спешишь по вечерам?

Нахичеван, Нахичеван...

Закат почти не различим—

Давай с тобою помолчим.

В тени дворов, в базарный зной

Откуда вечный траур твой?

За что бичует, скуп и сух,

Протяжный взор твоих старух?

Нахичеван, Нахичеван,

Настало время начинать.

Ссуди мне горсть затертых дней

Гортанной памяти твоей.

Нахичеван, Нахичеван,

Где ты сегодня ночевал?

Куда летит в алмазной пыли

Армянский принц в автомобиле?

 

Георгий БАГДЫКОВ.

 

 

 

 

Было интересно? Скажите спасибо, нажав на кнопку "Поделиться" и расскажите друзьям:

Количество просмотров: 3155



Комментарии:

Из сборника "Душа Танаиса" (Ростов н/Д: Издательство "ГинГо", 2009), недавно отсканированного товарищем из Ростова и выложенного мной в библиотеке Twirpx.com:

 

                    * * *

Маета на последнем перроне,
Электрички короткий разбег,
Полчаса в полутёмном вагоне,
Остановка.
Боспор.
Первый век...
Здесь почти не видны перемены -  
Тот же бедный античный погост,
Тот же вал и остылые стены.
Тот же ров и бревенчатый мост,
А потом светлый привкус полыни,
Красный свитер с чужого плеча...
Почему-то сюда и поныне
Я люблю приезжать по ночам.
Под ветрами степного настоя,
В ожерелье садов и страниц
Чутко дремлет районная Троя
Под названием Танаис.

(Владимир Ершов)

 

 

pro memoria
«Я жил, как яблоком хрустел»

Ершов Володя, балагур и бражник,
актёр, поэт, отнюдь не господин –
в Ростове, окупеченном и важном,
ты был такой – один.
Незыблемою островною глыбой
каких-то псевдогреческих руин
стоял в потоке – может и поплыл бы
другой, не ты – один.
Мы все там будем рано или поздно,
пузатый заозёрный горлопан,
ушёл и ты к своей плеяде звёздной,
Виталий, Гена – там…
Таким Ершовым – горбунки подвластны,
а в каждой трубке – закупорен джин.
Ростов-Ершов рифмуется так классно,
но ты лишь – Аладдин.
Отсибаритствовал, отрокотал, отплакал,
сердечность верную единственной храня,
и яблок хруст напомнит мне когда-то
тебя. Не хороня.

Отправить комментарий


Войти в словарь


Вход на сайт

Случайное фото

Начать худеть

7 уроков стройности
от Людмилы Симиненко

Получите бесплатный курс на свой e-mail