Ростовская актриса так непохожа на мадонну из 1941 года! (художник Виталий Коробов)
А
А
А
- Два художественных полотна рассказывают историю двух поколений ростовчан
- Ростовскому художнику В.Ф. Коробову исполнилось 80 лет. Прожитые годы не помеха творческой активности: Виталий Федорович создает новые картины, преподает изобразительное искусство студентам. И старается запечатлеть на живописных полотнах увиденное и пережитое.
- Одно из любимых произведений Коробова - портрет ростовской актрисы Татьяны Шкрабак. Красивая нарядная женщина с легкой улыбкой смотрит с полотна на зрителя, словно что-то желает сказать. Яркие краски создают воздушное настроение...
-
- Художник Виталий Коробов с портретом актрисы Татьяны Шкрабак
- Но есть на портретах Виталия Коробова и совсем другие ростовчанки.
- Живописец показывает свое другое, не менее дорогое произведение. Оно называется коротко: «Прощание. 1941 год». На большом (два с половиной метра по вертикали) полотне - темные монохромные краски. И лица женщин - с пронзительными, полными тревоги глазами.Над этим произведением живописец работал десять лет: с 1980 по 1990 год. На нем запечатлены ростовские женщины, провожающие своих мужей и сыновей на войну.
- - Мой отец Федор Петрович и мать Сусанна Тиграновна - коренные ростовчане. Я родился и рос в доме на углу проспекта Буденновского и улицы Баумана. Оттуда отец и отправился на сборный пункт, когда получил повестку о призыве в действующую армию. Это было в сентябре 1941-го. Мне было всего четыре с половиной года, но тот день я запомнил на всю жизнь, - рассказывает Виталий Федорович.
- Великая Отечественная война шла несколько месяцев, но все уже понимали, что она будет долгой и кровопролитной. Наши войска повсеместно отступали под натиском гитлеровцев. Каждый день в семьи ростовчан приходили извещения-«похоронки». Поэтому с теми, кто уходил на фронт, прощались словно навсегда.
- - Строй красноармейцев, в котором был и мой отец, шел по улице Энгельса (теперь это Большая Садовая) к вокзалу. Они были одеты в форму, с винтовками на плечах. Родные солдат, а это были женщины и дети, шли по тротуару с левой стороны. Моя мама вела меня за руку, а смотрела на отца, который шагал посередине улицы. Момент прощания наступил возле автодорожного техникума. Женщины плакали, всем было невыносимо страшно. И в моем детском сознании запечатлелось громадное здание, глыбой нависавшее над улицей, словно символ безысходности. Именно это чувство я постарался передать на художественном полотне, - говорит В.Ф. Коробов.
-
- Виталий Коробов. Прощание. 1941 год.
- На картине «Прощание» изображены только женские лица. Строй солдат уходит вдаль, а женщины остались в тревожном ожидании и надежде. А в центре картины угадывается лик богородицы, прикрывающей ладонью чьи-то судьбы.
- - Отец чудом остался жив в сорок первом, - продолжает рассказ Виталий Федорович. - Некоторое время их обучали стрельбе и штыковому бою в Персиановке, а потом посадили в грузовики и повезли на запад, на линию Миуса, где шли ожесточенные бои с немцами, рвущимися к Ростову. После войны отец рассказывал мне, что прямо на дороге их полуторку остановил какой-то командир. Спросил, есть ли среди них шоферы. Отец работал в обкомовском гараже, хорошо знал автодело, поэтому выпрыгнул из кузова. С ним еще два человека. А полуторка поехала дальше. Ни один из тех, с кем призывался мой отец, домой с войны не вернулся.
- Федор Петрович Коробов воевал в автобате, потом перегонял «ленд-лизовские» грузовики «студебекер» из Ирана. Вернувшись домой, многое рассказывал своему сыну, который уже тогда твердо решил стать художником. Но самое пронзительное произведение о войне, вышедшее из-под кисти Виталия Коробова, связано именно с его детским воспоминанием о том, как ростовчанки провожали своих мужчин на фронт в самом тяжелом 1941 году.
- - Мне нелегко далась эта картина, - говорит художник. - Я много думал над композицией, делал наброски, небольшие эскизы. Надолго бросал работу, думая, что ничего не получится, и снова к ней возвращался. В общей сложности на это полотно ушло десять лет.
- Сравнивая легкий, воздушный, написанный на порыве вдохновения портрет очаровательной актрисы Татьяны Шкрабак, с особенным чувством смотришь на обострившийся лик мадонны из сорок первого года. Какие они разные, эти две ростовчанки! Становится понятным главное послание, что заложил в свою работу художник: нельзя забывать то, что советские люди пережили в годы войны.
- Александр ОЛЕНЕВ (текст, фото).
- Публикация - газета "Вечерний Ростов".
Количество просмотров: 3611
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии
пн, 01/05/2017 - 00:07
Таню я бы не узнала на этой картине.
Отправить комментарий
Войти в словарь