Сильней отчаянного крика Змиевской балки тишина

А А А

 

Этот мемориал особый, с ним связана одна из самых страшных и трагических страниц истории нашего города.
 
 
Змиевская балка, Ростов-на-Дону
 
В Змиевской балке царит тишина. Казалось бы - совсем рядом пролегает оживленная магистраль, непрерывной чередой идут машины. Но лишь спустишься в естественную «чашу», посередине которой горит Вечный огонь, и все звуки словно ножом отсекает. Тишину нарушает лишь шипение горящего газа. Неотрывно на тебя глядят страшные глаза памятника жертвам Змиевки. И сосны, выстроившиеся по краям этой чаши, чем-то напоминают фигуры палачей, направивших стволы автоматов в невинных людей (именно таков был архитектурный замысел памятника).
Мемориальная доска у входа сообщает, что на этом месте 11-12 августа 1942 года были уничтожены нацистами более 27 тысяч ростовчан, преимущественно еврейской национальности. Это самый крупный в России мемориал Холокоста.
О нем хорошо знают за рубежом. Сюда часто приезжают те, чьи родственники погибли в Змиевской балке. Сюда приходят положить цветы те люди, кто хранит память о жертвах нацизма и стремится не допустить повторения этой трагедии...
 
Это местечко на картах Ростова называлось «гордача-10». Рядом проходила широкая автодорога, которую называли «чалтырской». Через Темерничку был перекинут капитальный мост, по которому проезжали грузовики и трактора.
В самой Змиевской балке, которую образовывал прихотливый изгиб реки, до войны располагалась городская мыловарня. Мыло здесь варили в больших чанах, из трупов бродячих животных (кошек и собак), а также из остатков, которые сюда привозили с мясокомбината...
До войны на «гордаче-10», неподалеку от Змиевской балки, стояло всего три дома: два отдельных, деревянных, и большой, двухэтажный. И еще неподалеку располагалась усадьба, окруженная роскошным фруктовым садом. До революции ее построил состоятельный ростовчанин, как загородную дачу.
 
Потом эту дачу национализировали пришедшие к власти большевики. Здесь разместили детскую трудовую коммуну. А дома стали заселять люди, приехавшие из деревень в большой город искать счастья. В начале 1940-х годов здесь жило около 30 семей. Было тесно: на одну семью выделялась всего одна комната.
Эти люди стали свидетелями трагедии, развернувшейся в Змиевской балке...
 
Змиевская балка, Ростов-на-ДонуПовторная оккупация Ростова началась летом 1942 года. Красная Армия была обескровлена попытками прорыва неприступного Миус-фронта, а войска вермахта, перегруппировавшись и получив подкрепления, перешли в наступление. 24 июля они вошли в Ростов.
И уже 9 августа был распространен приказ шефа зондеркоманды СС «10-а» Герца к еврейскому населению Ростова. В нем приказывалось явиться к 8 часам утра 11 августа на один из шести сборных пунктов, для переселения евреев «в особый район».
Людей убеждали, что переселение производится в целях их собственной безопасности. В «особом районе» их обеспечат работой и жильем. С собой предписывалось брать запас еды на три дня, документы и ценные вещи. За неисполнение этого приказа грозили расстрелом.
На Большой Садовой улице сейчас установлены две мемориальные доски, напоминающие о том, что здесь в 1942 году были сборные пункты, откуда фашисты погнали тысячи ростовчан навстречу смерти…
 
Автор этих строк встречался с последними ростовчанами, которые были очевидцами событий в Змиевской балке. Так, ростовчанин Василий Николаевич Садков (в 1942 году ему было 14 лет) жил вместе с матерью в двухэтажном бараке. Он прекрасно помнит, как жарким августовским днем через мост немцы и полицаи стали гнать большое количество людей.
- Шли длинными колоннами, по 5-6 человек в каждом ряду, - рассказывает Василий Николаевич. - Перед этим немцы предупредили нас, чтобы мы не выходили на улицу. Но какое там! День был жаркий, к тому же туалет находился во дворе. Облегчиться туда, под присмотром охраны, заходили и люди из колонны…
- Я выскочил в туалет, а мимо как раз проходила колонна.К нам во двор зашел мужчина с большими сумками. Я спросил: «Дяденька, куда же вас ведут?» Он ответил: «На работу». Похоже что он сам этому не верил, но еще на что-то надеялся.
 
Как вспоминает Василий Николаевич, колонны гнали по дороге вдоль железнодорожных путей, на огороженный забором двор детской коммуны (это на месте нынешней базы отдыха «Каштан»). Там приказывали сложить вещи в общую кучу и раздеться догола. Снимали кольца, срывали золотые цепочки и серьги. Деваться было некуда: вокруг оцепление с автоматами и пулеметами.
Тут же стояли большие закрытые фургоны на базе грузовиков. Голых людей набивали туда. Детям перед посадкой мазали губы сильнодействующим ядом, чтобы смерть пришла скорее.
 
Внутрь фургонов был проведен шланг от выхлопной трубы автомобиля. Пока грузовик доползал через горку к Змиевской балке, все люди в фургоне были мертвы. Тела просто сбрасывали с крутого яра. Потом фургоны возвращалась к детской коммуне за следующей партией людей...
- Я знаю всего один случай, когда из балки выбрался живой человек, - вспоминает В.Н. Садков. - Мужчина оказался крепким физически, и не задохнулся вместе со всеми в душегубке. Он выбрался ночью из братской могилы, пришел в наш поселок. Ему помогли прийти в себя, некоторое время прятали от немцев. Дали переодеться и он ушел. Что с ним сталось дальше, я не знаю…
 
Мемориал в Змиевской балке городские власти решили построить к 30-летию Победы в Великой Отечественной войне. В авторскую группу вошли ростовские скульпторы Николай Аведиков, Евгения и Борис Лапко, архитекторы Норальд Нерсесьянц и Рубен Мурадян. К работе приступили 8 марта 1975 года. Задача была - построить мемориал ко Дню Победы, то есть всего за два месяца. Одновременно с мемориалом делали и автодорогу с известным каждому ростовскому водителю «серпантином» (до этого по старой дороге Темерничку приходилось переезжать вброд). Оба объекта сдавались одновременно.
 
- Здесь была балка, где паслись коровы и гоняли на мопедах мальчишки, - вспоминает она из авторов памятника, скульптор Евгения Федоровна Лапко. - Когда начали разравнивать площадку под памятник, нашли очень много человеческих останков: кости, черепа, в том числе и детские. Находили игрушки, много обуви - я все это видела своими глазами. Здесь ведь не было единого захоронения, братские могилы располагались по всей балке...
Памятник в Змиевской балке получился одним из наиболее выразительных мемориальных ансамблей Ростова. В центре скульптурной композиции авторы поставили 16-метровую фигуру Матери, с поднятой вверх рукой. Рядом с ней фигура красноармейца, который протягивает руки, связанные колючей проволокой. За женщиной спрятался ребенок. Композиция отличается экспрессивностью: в фигурах людей нет страха смерти, а есть протест, и ненависть к фашизму...
 
В 2007 году администрация Ростова-на-Дону выделила значительные средства из городского бюджета на реконструкцию мемориала - всего более 50 миллионов рублей. Ему требовался большой ремонт: за прошедшие годы памятник пришел в упадок, закрылся музей при мемориале, Вечный огонь зажигали только по памятным датам.
Работы по реконструкции длились два года. В результате мемориал преобразился. Укреплены пилоны, обозначающие места захоронения замученных ростовчан, выложены дорожки, заново сделаны перекрытия смотровой площадки. А самое главное, преобразился музейный комплекс. Он превратился в Зал скорби, облицованный мрамором и черным гранитом. В нем расположена экспозиция, рассказывающая о зверствах нацистов в оккупированном Ростове. Новый музей и обновленный мемориал были открыты в торжественной обстановке 28 ноября 2009 года.
 
Александр ОЛЕНЕВ.
Было интересно? Скажите спасибо, нажав на кнопку "Поделиться" и расскажите друзьям:

Количество просмотров: 15215



Комментарии:

Юрий Калугин сделал фильм об этом "Judenfrei" - надпись на домах после акции. Я тогда работал в Доме Кино и нарисовал афишу - эта надпись на деревянном доме, пробитая пулями. 

Остаётся вспомнить, какова посещаемость музея...

Спасибо за статью.

 

Отправить комментарий


Войти в словарь


Вход на сайт

Случайное фото

Начать худеть

7 уроков стройности
от Людмилы Симиненко

Получите бесплатный курс на свой e-mail