Тяжелое наследие экс-депутата осталось в центре Ростова ("гиперларёк Бояркина")

А А А

 

В канун Нового 2018 года рабочие сняли полиэтиленовую пленку, которой было укутано здание в переулке Семашко, 21-а, известное ростовчанам как «гиперларек Бояркина». Общественность, что много лет ратовала за снос архитектурного чудища, уродовавшего исторический центр Ростова, изумленно ахнула. Новое чудо, окрашенное в бежевые и фисташковые тона, опять вызвало жаркие споры о том, что должно находиться на этом месте.

 

Гиперларек Бояркина

 

ШЕСТИЭТАЖНОЕ САМОУПРАВСТВО

 

История этого дома длинна и полна невероятностей, которые могут произойти пожалуй только в Ростове с его специфическими понятиями. До середины 90-х годов в переулке Семашко, между улицами Московской и Станиславского, действовал большой цветочный рынок. Но в один прекрасный день эта территория оказалась огороженной забором, и на этом месте с фантастической быстротой выросло безликое шестиэтажное здание из красного кирпича, отличающееся редкостной безвкусицей.

 

Фантастика заключалась в том, что разрешения на строительство в особо охраняемой исторической зоне, рядом с кафедральным собором Рождества Пресвятой Богородицы, никто не выдавал, а проект здания ни с кем не согласовывался.

 

Прокуратура Ленинского района на всякий случай возбудила уголовное дело по статье «самоуправство», с интересной формулировкой: «по факту самовольной постройки здания группой неустановленных лиц», хотя эти «лица» были известны всему Ростову, а одно из них даже заседало в областном парламенте. Это предприниматель и депутат Олег Альбертович Бояркин, возглавлявший в Законодательном собрании Ростовской области комитет по поддержке малого бизнеса.

 

СЛОВНО ГРИБ ПОСЛЕ ДОЖДЯ!

 

Всенародная слава к Олегу Альбертовичу пришла в августе 1995 года, когда областной Фонд имущества подтвердил сделку о продаже земельного участка на углу улицы Станиславского и переулка Семашко, на котором возведено историческое здание _ «дом Максимова». За 28 миллионов рублей (по тем временам не очень большие деньги) закрытое акционерное общество «Росвнешпром» (которое возглавлял Бояркин с компаньонами) стало владельцем обширных торговых помещений в самом центре Ростова, ежедневно приносящих баснословные суммы наличности.

 

Повинуясь главному закону капитализма о наращивании прибыли, новые владельцы немедленно стали расширять удачно сложившийся бизнес. Это выразилось в пристройке к историческому зданию (объекту культурного наследия регионального значения) железобетонных пристроек, совершенно искажающих его облик.

 

Архитекторы и краеведы буквально взвились, напоминая о том, что «дом Максимова» _ это первое здание, где заседали ростовская Дума и городская Управа, что оно связано с именами Чехова, Байкова и других выдающихся людей. Реакция депутата была отменно логичной: чтобы не мешал охранный статус памятника, Бояркин оспорил в суде 411-е постановление губернатора В.Ф. Чуба, по которому это здание было признано объектом культурного наследия. Причем суд Ленинского района с невиданной легкостью исключил красивое историческое здание из реестра региональных памятников.

 

Сразу вслед за этим на территории цветочного рынка, прилегающего к «дому Максимова», словно гигантский гриб после щедрого дождя, выросло гигантское шестиэтажное здание, получившее в народе название «гиперларек Бояркина».

 

ЗАКАТ СКАНДАЛЬНОЙ ЗВЕЗДЫ

 

Городские власти несколько раз порывались снести эту постройку. Мэр Ростова М.А. Чернышев подписал постановление об изъятии земельного участка на Семашко, 21-а под общегородские нужды с последующим выкупом здания муниципалитетом (и подразумевавшимся сносом). Но «гиперларек» по-прежнему маячил, как несокрушимая скала. Несколько раз сюда прибывала строительная техника, чтобы начать разрушение «гиперларька», но она откатывала, словно волна от берега.

 

Очевидной причиной могли быть угрюмого вида «качки», возникавшие здесь каждый раз, когда прибывали бригады рабочих. Формально же неисполнение мэрского постановления объясняли финансовыми причинами: снос большого здания, как и его постройка, тоже весьма дорогостоящее дело. В городском бюджете на это не были предусмотрены средства. А по закону снос незаконно возведенного здания должен осуществляться за счет его владельца. Но здесь тоже образовались большие проблемы...

 

С построенного «гиперларька» Бояркин так и не успел снять ни копейки. Здание хоть и не сносили, но и не давали разрешения на эксплуатацию. А с 2008 года начался закат счастливой звезды Олега Альбертовича, под которой он натворил столько вольностей в нашем городе.

 

На мартовских выборах в Законодательное собрание Бояркин не сумел продлить свой депутатский мандат на очередной срок. Сразу за этим на экс-депутата навалились судебные приставы, выставившие сводный исполнительный лист, сумма долга по которому составляла около 900 миллионов рублей. Здесь были неоплаченные банковские кредиты, неуплаченные налоги, долги частным лицам.

 

Был наложен арест на все движимое и недвижимое имущество Бояркина: особняки, машины, антиквариат. И тут не обошлось без скандалов: по Ростову пошла гулять байка о том, как Бояркин под носом у судебных приставов поменял номера на своем 600-м «мерседесе», пытаясь вывести его из-под ареста.

 

Но часть имущества Олег Альбертович сумел все-таки вовремя продать. Без особой печали он уехал за границу, подальше от ростовских судов и уголовных дел. По слухам, сейчас он живет в Соединенных Штатах, и весьма неплохо.

 

БЫЛ МОСКОВСКИЙ БУЛЬВАР!

 

Чтобы понять, какой ущерб «гиперларек Бояркина» нанес архитектурному облику центральной части Ростова, необходим экскурс в историю. На протяжении XIX и начала XX веков центральной улицей нашего города был Московский бульвар. Он простирался между современными переулками Семашко и Островского. Здесь находился самый большой в Ростове храм, заседала городская Дума. Здесь строились самые дорогие дома, здесь прогуливалась избранная публика. Здесь был воздвигнут памятник императору Александру II.

 

Сохранилось множество дореволюционных открыток с видами этого красивого бульвара. Если сравнить их с современными фотографиями, легко можно убедиться, что гигантский «ларек» словно запирает Московскую улицу, далеко выходит за «красную линию» бульвара, нарушение которой грубо противоречит всем архитектурным нормам и градостроительным правилам. С точки зрения специалиста _ строение, возведенное Бояркиным, это опухоль, вредный нарост, который необходимо удалить как можно скорее.

 

 

Не вписывался «гиперларек» и в планы реконструкции Соборной площади. В частности, был широко анонсирован проект переноса трамвайных путей с улицы Станиславского на Московскую, в объезд собора, причем поворот рельсов должен был проходить по территории, занимаемой «гиперларьком». А под площадью предполагалось построить обширную подземную парковку автомобилей.

 

Существовал также проект восстановления на этом месте небольшой часовни в честь Николая Угодника. Именно она до революции визуально «замыкала» перспективу бульвара. Но часовня была снесена по решению горисполкома в 30-х годах прошлого века.

 

По мнению подавляющего большинства ростовских архитекторов, уродливое здание тормозило развитие всей прилегающей территории, и с этим надо было что-то делать...

 

РОСТОВ НЕ БУДЕТ ПРЕЖНИМ!

 

Городская администрация долгое время и с переменным успехом пыталась с помощью «третьей власти» решить наболевшую проблему.

 

В мае 2006 года решением суда Ленинского района было признано право собственности частного лица на самовольную постройку, возведенную в переулке Семашко 21-а.

В ноябре 2014 года Ленинский районный суд по иску прокуратуры Ростовской области вынес запрет на эксплуатацию «гиперларька Бояркина». Несмотря на то, что здание являлось объектом незавершенного строительства, там активно продавались места предпринимателям и шла бойкая торговля.

 

Но в декабре того же года суд Ленинского района отказал городскому департаменту архитектуры и градостроительства (ДаиГ) в удовлетворении иска о сносе здания. Представители департамента утверждали, что оно «угрожает жизни и здоровью граждан и мешает перепланировке общегородской территории». В ответ на претензии ростовских чиновников представитель владелицы здания - жительницы Москвы Афродиты Умрихиной (в суде она не присутствовала), сказал, что здание имеет статус незавершенного объекта (и его нужно достроить), а выявленные недостатки - это лишь дефекты, которые можно устранить.

 

Способ избавиться от тяжелого наследия экс-депутата Бояркина все-таки нашел нынешний глава городской администрации В.В. Кушнарев. В январе прошлого года, на встрече с журналистами, Виталий Васильевич сделал заявление о том, что вскоре «гиперларек Бояркина» изменится до неузнаваемости. Решение заключалось в полной разборке здания, и возведении на этом месте другого, меньшей этажности.

 

Разбор «гиперларька» начался прошлой зимой. Как и в середине 90-х, переулок Семашко перегородили забором. Когда ограждение убрали, оказалось, что здание окутано полиэтиленовой пленкой. Но вот, сняли и ее.

Бывший «гиперларек Бояркина» преобразился. Ростов уже никогда не будет прежним!

 

 

Александр ОЛЕНЕВ (текст).

Публикация - газета "Вечерний Ростов".

 

 

Было интересно? Скажите спасибо, нажав на кнопку "Поделиться" и расскажите друзьям:

Количество просмотров: 3478



Вход на сайт

Случайное фото

Начать худеть

7 уроков стройности
от Людмилы Симиненко

Получите бесплатный курс на свой e-mail