Четверо новых рабовладельцев устроили концлагерь под Ростовом
Трудовой концлагерь с «рабами XXI века» существовал совсем рядом с южной столицей
Первым отделом по расследованию особо важных дел регионального управления Следственного комитета России завершено расследование уголовного дела в отношении четырех граждан, которые обвиняются в похищении людей, а также использовании их рабского труда. При изучении обстоятельств этой истории, поневоле ловишь себя на мысли: как такое могло происходить в XXI веке, совсем рядом с таким большим и цивилизованным мегаполисом, каким считает себя Ростов-на-Дону...
СТРАННЫЙ ПОСЕТИТЕЛЬ
...В августе 2019 года в приемную Главного управления МВД России по Ростовской области вошел изможденный мужчина в грязной истрепанной одежде. У него не было никаких документов и поначалу его вообще никто не хотел слушать. Но мужчина взмолился: «Там устроили настоящий концлагерь! Я два раза от них убегал, если меня опять поймают, мне точно не жить!»
Странный посетитель оказался ростовчанином. Он назвал свой адрес, номер телефона и в итоге добился встречи с оперативником. Мужчина рассказал такое, что его заявлением сразу же занялся отдел по борьбе с организованной преступностью. Так был положен конец преступной группе, которая с особой дерзостью занималась похищением людей прямо с городских улиц.
Житель Батайска Иван Беленко (фамилия изменена) с 2008 года вел нелегальный, но прибыльный «семейный бизнес», который начинал его отец. Он регулярно приезжал в Ростов в поисках людей, опустившихся на социальное дно.
На улицах, вокзалах, рынках полно бездомных людей, или тех, кого трудные житейские обстоятельства, тяга к алкоголю лишили дома. Иван предлагал: поживи у меня, буду тебя кормить-поить, а ты взамен отработаешь мои харчи. В конце каждого месяца буду платить до 15 тысяч рублей. Многие сразу соглашались, поскольку Иван сразу наливал в качестве задатка стакан паленой водки.
«Работодатель» привозил очередного работника к себе в Батайск, где у него было большое домовладение, с гаражом и летней кухней. Здесь обитали другие такие же бедолаги. Каждый день Иван вывозил своих работников на работу в поля, где они собирали сельхозпродукцию, пропалывали грядки, выполняли другую тяжелую работу.
За их труд Иван брал с фермеров деньги. Вдвое меньше рыночной стоимости. Если на сайтах или в легальных фирмах один трудодень наемного работника предлагался за 2-2,5 тысячи рублей, Иван просил от 800 до полутора тысячи за 10-часовой день каждого работника. Поэтому его предложение пользовалось спросом.
Примерно так выглядят бродяги на сельхозработах
Такой бизнес тянулся около десяти лет, пока Иван не пришел к выводу, что надо менять сложившееся положение дел. «Контингент» его работников был крайне ненадежным и непостоянным. Порой бригады разбегались, поработав всего день или два в поле. Вкалывать на полях под палящим солнцем мало кто хотел, а фермерам постоянно требовались работники. И когда вместо обещанных 20 человек Иван привозил вдвое меньше, соответственно ему меньше платили, а то и вовсе грозили разорвать договоренности и найти других поставщиков рабсилы.
Взыгравшая жадность к деньгам подталкивала Ивана на решительные меры...
ЛОМАЛИ ПОБОЯМИ И ВОДКОЙ
Примерно в июне 2018 года Иван решает, что называется, «затянуть гайки». Он снял в Батайске заброшенную дачу, где сколотил нары, поставил печку- «буржуйку», соорудил умывальник из пластиковых бутылок. Кто-то назвал бы эти условия невыносимыми, но Иван был уверен, что для его работников они вполне приемлемы. В его «хозяйстве» постоянно обитало около четырех десятков человек.
У тех, кто сюда прибывал, первым делом забирали документы и мобильные телефоны. Поначалу людей убеждали, что это делается для их же безопасности: у вас могут украсть ценности. Когда проходил месяц и человек требовал расчета, чтобы уйти, ему отвечали: ты нам слишком дорого обошелся и должен отработать еще два месяца. Если работник настаивал на своем, требовал вернуть документы и телефон, избивали и запугивали.
- Расчет был на то, чтобы сломать человека как личность. Избитого отправляли на летнюю кухню, где жили лояльные работодателю аборигены «со стажем». Они поили новичка водкой и убеждали, что все не так уж плохо. Здесь поят-кормят, вечером наливают, обеспечивают сигаретами. Надо только притерпеться, а жить вполне можно, особенно в расчете на то, что всех отпустят в конце сельскохозяйственного сезона. Таким образом очередной человек становился жертвой этого рабовладельческого строя, - рассказал старший следователь 1-го следственного отдела по расследованию особо важных дел регионального Следственного комитета Герман Горничар который вел расследование этого уголовного дела.
ОМЕРЗИТЕЛЬНАЯ ЧЕТВЕРКА
«Хозяйством» руководила устойчивая преступная группа, как она была квалифицирована в материалах уголовного дела. Руководил всем Иван Беленко. Ему помогал двоюродный брат Андрей, третьим был их близкий друг Николай.
Отдельного упоминания заслуживает четвертый фигурант. Его, как и остальных, подобрали на улице Ростова, привезли и адаптировали к местным порядкам. Но, благодаря проявленной жестокости к своим товарищам по несчастью, он сумел «подняться» почти до положения хозяев. Потерпевшие свидетельствуют, что «Дима-бригадир» избивал работников с особым упоением.
А порядки здесь сложились - сродни тем, что были в концлагерях у фашистов. Утром - общее построение. У всех на глазах, перед строем проводились избиения провинившихся. За плохую работу на поле, за то, что убежал кто-то из работников, или просто так, для профилактики, за дерзкие слова или проявленный характер - нещадно били кулаками, ногами, палками.
Затем «контингент» вывозили в поля на работу. До 20 человек набивали в кузов бортовой «ГАЗели». Возили и в багажниках легковых машин. В багажник старенькой «дэу-нексии» помещались два-три человека, еще 5-6 запихивали на заднее сиденье. Так и ехали на поля Азовского района, где дешевую рабсилу с нетерпением ждали местные фермеры. Рабочий день длился с 8 до 18 часов.
ОШИБКА ДИМЫ-БРИГАДИРА
Разумеется, четверка охранников, пускай даже самых злобных, не могла проконтролировать четыре десятка человек. Самые отчаянные убегали из этого «концлагеря» и даже приходили к местным участковым, чтобы заявить о тех беззакониях, что творит Иван Беленко практически у всех на виду.
Однако полицейские даже не стали слушать оборванных людей без документов. В итоге они или оказывались опять в рабовладельческом «хозяйстве», или старались уехать как можно дальше и забыть произошедшее с ними как кошмарный сон.
По итогам расследования была выявлена халатность двух местных участковых. Их уволили из правоохранительных органов по отрицательным мотивам.
Действовала также круговая порука. Если из 10 человек, работавших в поле кто-то убегал, жестокому избиению подвергались остальные девять. Были случаи, когда работники сами задерживали беглеца, чтобы не попасть под кулаки и палку «Димы-бригадира».
Благополучно уйти удалось только беременной женщине, которую вместе с мужем подобрали на ростовском вокзале и привезли в «хозяйство». Через неделю у женщины начались родовые схватки, и ничего не оставалось, кроме как отвезти ее в роддом. После родов сумел отпроситься ее муж, чтобы проведать супругу. Он забрал ребенка и сумел скрытно уехать. Их не стали преследовать, поскольку работники были малоценные, а с новорожденным были только лишние хлопоты.
Отдельного упоминания заслуживает единственный массовый побег, который состоялся, благодаря терпению и храбрости одного из работников. У него имелись водительские права, и поэтому Беленко часто усаживал его за руль «ГАЗели», на которой вывозили в поля «контингент», так как охранники по утрам обычно дышали сильным перегаром.
Проявляя усердие, водитель заслужил доверие хозяев. И вот однажды он отпросился в автосервис - поменять «ГАЗели» масло. Был какой-то праздник, все четверо «хозяев» находились сильно подшофе, поэтому сопровождать «ГАЗель» никто не смог. Потеряв бдительность, ему просто махнули рукой: «Езжай!». Водитель посадил в кузов еще семерых товарищей, мечтающих о побеге, и дал по газам. Угнанный грузовик они бросили где-то в полях, а сами разошлись по сторонам.
Как тут не вспомнить дерзкий побег летчика Девятаева из фашистского концлагеря на похищенном немецком самолете!..
Кстати, справедливого денежного расчета и свободы не дождался ни один из рабов XXI века. Их освободили спецназовцы в масках и камуфляже. Но произошло это еще не скоро...
ЖАДНОСТЬ ПОГУБИЛА
Подсчитывая доходы, Иван Беленко все больше хмурился. Возить людей на поля Азовского района, как он считал, было слишком далеко. Бензин, амортизация транспорта, риск встретиться с инспекторами ДПС... Все это вынуждало искать источник доходов поближе. И он был найден.
На территории Батайска Беленко нашел два завода по переработке пластика. Им позарез нужна была дополнительная рабочая сила в сельскохозяйственный сезон. Это было связано с переработкой пластиковых упаковок из-под удобрений, которые фермеры в обязательном порядке обязаны сдавать на заводы. Этот процесс контролируют государственные надзорные органы, за невыполнение требований грозят большие штрафы, поэтому пластик с остатками удобрений сдается добросовестно, и на заводах в сезон его накапливается большое количество.
Такая упаковка очень токсична, возиться с ней не находится много желающих. Тут на выручку директорам и пришел Иван Беленко, предложивший рабсилу по вполне доступной цене. Вдвое меньше рыночной...
На сортировке пластика люди работали без элементарных средств защиты. Им не выдавали даже перчаток и респираторов. В результате у работников стали появляться химические ожоги кожи и дыхательных путей. Как следствие, участились побеги. Химическое производство - это не поле, где свежий воздух и возможность перекурить. Гробить свое здоровье ради прибылей «хозяина» никто категорически не хотел.
Проблемы назревали. У заводов тоже были сжатые сроки переработки ядовитого пластика. Директора договорились с Беленко, что ежедневно он будет привозить 15-20 человек. Но он привозил не больше десяти. Люди разбегались, не выдерживая действительно адских условий труда. И руководители заводов стали высказывать претензии. Перед Беленко встала реальная перспектива потерять прибыли. Требовалось срочно увеличить трудовой «контингент».
ОХОТА НА РОСТОВЧАН
С июня 2018 года Беленко и его подручные уже перестали уговаривать намеченные жертвы поехать к ним, обещая заработки. Людей стали просто похищать.
Они все так же по вечерам выезжали на охоту за людьми в Ростов. Накатанный маршрут охотников за людьми - Красноармейская улица, Привокзальная площадь, окрестности Центрального рынка, левобережная промзона.
Поколесив по улицам, примечали плохо одетых или явно пьяных людей. Подъезжали, останавливались, заводили беседу. Если человек отказывался добровольно садиться в машину и ехать с ними в Батайск, тогда сбивали с ног, приставляли к голове дуло пистолета, связывали, затыкали рот кляпом и в багажнике увозили в свое «хозяйство». А в дальнейшем - ломали человека психологически по накатанной схеме. Разве что били сильнее и «доброволец» отходил пару дней от побоев, обдумывая свою судьбу.
И все-таки, находились те, кто не мог становиться безропотным рабом. Одним из них был тот ростовчанин, который в августе 2019 года вошел в приемную Главного управления МВД России по Ростовской области и сказал: «Они устроили там настоящий концлагерь!».
«БЕЙТЕ ЭТИХ СВИНЕЙ!»
Оперативники отдела по борьбе с организованной преступностью установили наблюдение за подозреваемыми, поставили на прослушку их телефоны. А те, уверенные в своей безнаказанности, особенно не таились. В материалах уголовного дела есть даже такая запись переговоров распоясавшихся бандитов: «Эти двое сопротивляются и не хотят ехать. Что с ними делать?» «Бейте этих свиней и везите сюда. Нечего с ними разговаривать» - такой был ответ «хозяина».
Теоретически, в жалкого раба мог внезапно превратиться любой прохожий с вечерней улицы.
27 августа 2019 года, когда была собрана достаточная доказательственная база, на задержание бандитов выехали бойцы СОБРа. Задерживали достаточно жестко, поскольку имелась информация о пистолете. Он оказался травматическим, да и воспользоваться им бандиты не успели.
Задержание "новых рабовладельцев" было жестким (фото пресс-службы ростовского регионального управления Следственного комитета РФ).
В тот же день были освобождены около четырех десятков человек, содержавшихся на даче, в гараже и на летней кухне Беленко. Следователи сразу обнаружили, что в доме хранится большое количество (более 120) гражданских паспортов - гораздо больше, чем освобожденных работников. По этим паспортам стали разыскивать потерпевших. География впечатляла. Ростов и Ростовская область, Краснодарский край, Урал и Архангельск, Украина (в том числе ДНР и ЛНР). Один потерпевший был найден в далекой Карелии, в поселке недалеко от финской границы...
Кстати, не все освобожденные согласились считать себя потерпевшими. Один из работников, проживший в «хозяйстве» около десяти лет, считал Беленко и его подручных настоящими благодетелями. Кормят, одевают, и даже наливают - а что еще в этой жизни надо?..
- Четверо фигурантов обвиняются в совершении преступлений, предусмотренных частью 3 статьи 126 УК РФ (похищение человека), частью 3 статьи 127.2 УК РФ (использование рабского труда). Уголовное дело направлено в Ростовской областной суд для рассмотрения по существу, - прокомментировал старший следователь Герман Горничар.
Александр ОЛЕНЕВ.
("Вечерний Ростов").
Количество просмотров: 1867
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии