Шесть выстрелов, изменивших жизнь Алексея Русова
А
А
А
- Имя милиционера Алексея Русова появилось на карте Ростова. Того самого Русова, что сыграл решающую роль в задержании знаменитой ростовской банды братьев Толстопятовых-"фантомасов" в 1973 году. Это дело прекрасно помнят в Ростове, несмотря на прошедшие годы.
- В семье Русовых хранится комсомольский билет Алексея, выданный 1 марта 1975 года, когда все советские комсомольцы получали документ нового образца. Номер билета, выписанного Ростовским обкомом ВЛКСМ, третий по счету: 02000003. Первый комсомольский билет этой серии был символически выписан на имя В.И. Ленина. Второй - вручен знаменитой донской гимнастке Людмиле Турищевой. Третьим по значимости комсомольцем Дона в те годы был Алексей Русов.
- Он был милиционером № 1 Советского Союза. Русов избирался делегатом от комсомола Дона на различные съезды. Он мог сделать головокружительную карьеру, но дослужился всего до майора. Хотя все пути для него были открыты, в жизни он пошел своей дорогой.
- Как же сложилась судьба Алексея Русова?
- Он родился 25 февраля 1952 года в небольшом селе на территории Чертковского района Ростовской области. Казалось, ему уготован обычный жизненный путь трудяги-парня из простой крестьянской семьи. Получил профессию токаря, по окончании школы устроился работать на одном из заводов в Новочеркасске. В его служебной характеристике говорится следующее:
- "Передовой производственник и активный комсомолец. Будучи призванным в ряды Советской Армии, удостоился права служить в пограничных войсках. Отличился при охране Государственной границы СССР, за что получил благодарность командования. Зарекомендовал себя как лучший стрелок подразделения"...
- Это умение метко стрелять и пригодилось Русову в тот день 7 июня 1973 года, когда, на проспекте Октября, он неожиданно оказался лицом к лицу с тремя бандитами, в руках у которых были автоматы и сумка, набитая деньгами.
- А все определил Его Величество Случай. В начале 1970-х годов приказом МВД в крупных городах были образованы подвижные милицейские группы - ПМГ, которые должны были срочно выезжать по заявкам о совершенных преступлениях. Младший сержант Русов был милиционером-водителем ПМГ-16 ОВД Октябрьского райисполкома. Вместе со старшим группы - участковым инспектором младшим лейтенантом Евгением Кубыштой - он выехал по заявке в к институту "Южгипроводхоз": в сапожном ларьке рядом со зданием института какие-то хулиганы разбили стекла. Милиционеры осматривали место происшествия, когда за зданием раздались выстрелы. Это "фантомасы" расстреляли грузчика Владимира Мартовицкого, который попытался их остановить. Оба милиционера бросились на звуки выстрелов, но обходя с разных сторон здание института. Русов выскочил на бандитов первым.
- Он произвел шесть выстрелов из своего табельного пистолета ПМ. Четыре из них попали в цель: тремя был смертельно ранен Сергей Самасюк, а четвертая угодила в ногу Владимиру Горшкову. "Фантомасы" были задержаны, осуждены и расстреляны. А вся их история вошла в анналы отечественной и мировой криминалистики.
- О поимке "фантомасов", первых советских гангстеров, сообщил даже пресловутый "Голос Америки". Все участвовавшие в задержании бандитов, а также милицейское начальство отправились в Москву, на прием к министру внутренних дел СССР генерал-полковнику Н.А. Щелокову. Николаю Анисимовичу пришелся по душе младший сержант с открытым располагающим лицом. Он тут же подписал приказ о присвоении ему офицерского звания. Русов сразу стал лейтенантом милиции, "перешагнув" звание младшего лейтенанта.
- Из рук министра Русов получил золотой знак "Отличник милиции", денежную премию и ценный подарок - транзисторный радиоприемник "ВЭФ-204", бывший в те годы модной новинкой и жутким дефицитом. Имя Русова было занесено в Книгу Почета МВД СССР.
- Н.А. Щелоков увидел в Русове прообраз милиционера будущего. В семье хранится фотография, где они сидят рядом на одном из партийных съездов. Министр дал команду пропагандировать образ сотрудника советской милиции на примере ростовчан. О Русове, Салютине, Дорошенко и Кубыште много писала и местная, и центральная пресса в 1973-1975 годах.
-
- Младшего сержанта Алексея Русова учили стрелять и начальство из Октябрьского райотдела милиции Ростова (снимок сверху, слева - Русов, справа - Евгений Кубышта), и сам министр внутрених дел СССР генерал-полковник Н.А. Щелоков (снимок внизу, Щелоков - в центре).
- Фото из архива семьи Русовых.
-
- Известный очерк "Это было в Ростове" - написала журналистка "Литературной газеты" Ольга Чайковская. Вот каким она увидела Алексея Русова при личной встрече.
- "...Он невысок, совсем еще мальчишка. У него смуглое лицо, яркие серо-синие глаза в черных ресницах. Настоящий парубок, только застенчивый.
- - Говорят, вы хорошо стреляете?
- - Та, - машет он рукой. - Обыкновенно.
- Я спрашиваю, как он припадал на колено и стрелял "с кулака". Он качает головой с сомнением. Не помнит он, как стрелял "с кулака"...
- Ну как же я сразу не догадалась, этого просто не могло быть! Алеша стрелял на бегу, отскакивал в сторону потому что в него тоже стреляли. Стрелял, боясь пропасть в прохожих...
- - А правда ли, - спрашиваю я, - что когда вы увидели между собой и бандитами женщину, то вы уже нажали на спусковой крючок, а потом вскинули пистолет кверху?
- Он откидывается на спинку стула и хохочет.
- _ Так ведь пуля бы уже все равно полетела. Тут вскидывать поздновато было бы.
- Я начинаю понимать, почему в этого парня влюблена вся ростовская милиция. Совершенная простота, никакого желания хотя бы чуть-чуть собою полюбоваться".
- Русова приглашали переехать в Москву. У него были хорошие перспективы роста по линии МВД, или даже по партийной линии. Но он категорически отказался и остался в Ростове. Тому было множество причин. Он полюбил Ростов, считал его своим городом. Здесь были его друзья, сослуживцы. А в Ростовском университете училась жена Елена.
- А самое главное _ Алексей никогда не задумывался о своей карьере. Похоже, что в жизни она ему была совершенно не нужна.
- Вдова Русова, Елена Васильевна, говорит, что Алексей в быту был скромным, домашним человеком. Обожал детей - Антона и Лиду. Любил готовить, причем особенно ему удавались "папики" (так он называл белорусские драники) и фирменный торт "русик".
- Он любил рыбалку, но никогда не ходил на охоту, хотя был прекрасным стрелком, и постоянно это подтверждал в милицейском тире. У Алексея был добрый характер, и он не мог отнимать жизнь у животных.
- Он редко надевал свою награду, орден Боевого Красного Знамени, и никому - ни домашним, ни друзьям во время застолья - не рассказывал, что же он пережил за те минуты, когда опустошил магазин своего ПМ вслед бандитам, уворачиваясь от их пуль. О чем он думал, стоя на улице Троллейбусной возле "Москвича", на заднем сиденье которого лежало бездыханное тело одного из бандитов, Сергей Самасюка, с кровавым пятном на левой стороне светлой рубашки.
- Кажется, сознание того, что от его руки погиб, хотя и преступник, но все-таки человек, не покидало Алексея всю жизнь.
- Русов продолжил службу в Ростове. Сначала в уголовном розыске, потом перешел в подразделение по работе с несовершеннолетними. Был начальником спецприемника для "малолеток" (он тогда располагался на улице Нариманова). Потом перешел на работу в аппарат УВД Ростова. И оттуда перевелся в другое подразделение милиции: в областное управление исполнения наказаний.
- В апреле 1986 года Русова направляют в Киев, на курсы повышения квалификации работников МВД. Это было за две недели до катастрофы на Чернобыльской АЭС.
- 26 апреля весь личный состав курсов подняли по тревоге. Построили, объяснили задачу: срочная эвакуация населения из района, где случилось бедствие. И направили прямиком в 30-километровую зону вокруг аварийного реактора.
- - Алексей там находился две недели, - говорит Елена Васильевна Русова. - Телефонной связи с ним не было, домой он присылал весточки: дескать, не волнуйся, у нас полевой выход, со мной все в порядке. О том, что случилось в Чернобыле, сообщения в прессу начали просачиваться уже после первомайских праздников. А потом, вернувшись оттуда, Алексей рассказывал, как приходилось эвакуировать местных жителей. Сам деревенский парень, он понимал, как трудно людям расставаться со своим домом, жильем, нажитым имуществом.
- Вернувшись из Чернобыля, Алексей Русов сразу ощутил нелады со здоровьем. Стала редеть его пышная густая шевелюра. Температура тела у него не опускалась ниже 37,7 градусов. "Он фактически сгорал", - так говорит Елена Васильевна.
- На нескольких фото, снятых на море, где Алексей был без рубашки, вокруг его тела заметно какое-то сияние: засветился негатив. Родные уверены, что это - последствие пребывания в Чернобыле.
- Тем не менее, благодаря жизнерадостному характеру, Алексей не унывал. К врачам идти категорически отказывался, хотя чувствовал, что в его организме происходят роковые изменения. "На ногах", не ложась в больницу перенес свой первый инсульт...
- К тому времени изменилось отношение к героям-милиционерам, задерживавших Толстопятовых. Страна вступила в новую, рыночную эпоху. Расплодилось невиданное множество банд куда более дерзких, чем легендарные "фантомасы". И о том деле стали вспоминать все реже и реже - как о реликте из какой-то другой эпохи. Их вроде не забывали, но все же...
- По-разному сложились судьбы четверки, задержавшей "фантомасов". Геннадий Дорошенко уволился из органов, стал работать водителем "на гражданке". Евгений Кубышта продолжил службу в милиции. Наиболее удачно сложилась карьера Виктора Салютина, который возглавлял областное управление пожарной охраны, потом перешел на руководящую должность в академию МВД в Москве, дослужился до генерала. Виктор Афанасьевич умер после тяжелой болезни. В Ростове в его честь установлена мемориальная доска, его именем названа пожарная плавбаза, охраняющая наш город со стороны Дона.
- Русов не напоминал начальству о своих былых подвигах. По выслуге лет уволился из органов юстиции, поступил на работу начальником службы безопасности в одной из ростовских фирм. Здоровье все больше давало о себе знать. На семейных фотографиях последних лет уже редко увидишь Русова улыбающимся, хотя он по-прежнему любящий муж и отец. Он словно предчувствовал...
- После того, как ушел из жизни один из его близких друзей, он сказал жене: "Все. Я следующий".
- И все же смерть застигла его неожиданно. После обширного инфаркта Русов все же слег в больницу. Казалось, что он уверенно пошел на поправку. Утром 11 мая 2000 года его выписали домой. Он умер вечером того же дня.
- "Он был бы жив, если бы не Чернобыль", - говорит Елена Васильевна.
- Именем Алексея Русова назвали одну из улиц в Первомайском районе, в коттеджном поселке на пути к Ростовскому морю.
- Имя милиционера теперь прочно вошло в историю Ростова, и стало его частью. Но остался и другой, не менее важный след: дети.
- Сын Антон пошел дорогой отца и тоже решил служить в милиции...
- Александр ОЛЕНЕВ ("Вечерний Ростов", 21.06.2004 г.).
Количество просмотров: 13997
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии